Гегечкори, сын Берия: далеко ли яблоко упало от яблони

© photo: Sputnik / Rukhyan / Перейти в фотобанкБарельефы на задании ИМЭЛ в Тбилиси
Барельефы на задании ИМЭЛ в Тбилиси - Sputnik Грузия
Подписаться
Колумнист Sputnik Грузия рассуждает о здравом смысле, о справедливости и на примере монументального искусства и конкретных людей делает вывод о том, что никто не вправе писать историю с чистого листа

Вчера, проезжая по проспекту Руставели, задрал голову у бывшего музея Ленина. На фронтоне, правда, без прежней помпезности, красуется знакомый барельеф. Плотно сбившаяся революционная масса. Солдаты, рабочие, крестьяне.

Агитационная плакатность трансформировалась в стиль. В эклектику, где перемешались история и новь – в здании теперь престижный отель. Надо признать, смотрится все это очень эффектно. Привлекает. Притягивает какой-то неторопливой монументальностью. Чем-то, как бы, неподвластным времени. Лишний раз убеждая, что ценность не в содержании, а в таланте скульптора.

Раньше барельеф с краю венчали профили – Маркс, Энгельс, Ленин. Обретя суверенитет, мы их отскребли – стихийно. Профиль Сталина откололи раньше, разгромив культ – но по разнарядке. Я был мальчишкой и еще помню четыре лика. Теперь не осталось ни одного. Идеологический бренд себя исчерпал.

© photo: Sputnik / Рухкян / Перейти в фотобанкБарельефы на задании ИМЭЛ в Тбилиси
Барельефы на задании ИМЭЛ в Тбилиси - Sputnik Грузия
Барельефы на задании ИМЭЛ в Тбилиси
В этом смысле монументальное искусство слишком наглядно и крайне неповоротливо. Пытаясь вычеркнуть прошлое, надо изрядно повозиться. Картины можно снести в запасники. Рукописи спрятать в секретный архив. Памятники и культовые сооружения приходится взрывать. Или, как минимум, ломать. Все делать публично. Что слишком очевидно. И, безусловно, возмутительно.

Вспомните варварство исламских радикалов в Маалюле и Пальмире. Бесчинства талибов, стрелявших из гранатометов по статуе Будды. Мы их с негодованием осудили. Были абсолютно искренни. И абсолютно правы. Однако намного ли иногда сами выглядим цивилизованнее них?

То, что чуждыми и вредными представляются нам иные символы, не может служить основанием для сведения счетов. Это лишь вопрос менталитета и традиций. Не оправдывает и то, что мы, якобы, действуем, подчиняясь директивам. Мол, не стихийно. Однако когда дело касается сохранения исторического наследия, директивы не должны иметь обратной силы. Тут требуются особая деликатность и тонкость. А поспешность – свидетельство неуверенности и слабости.

Вспомните, как наши старшие товарищи, которых нам когда-то ставили в пример, рьяно уничтожали монументальные артефакты предыдущей эпохи. Как приравнивались к атрибутам самодержавия и уничтожались ценные творения искусства и религиозные символы. Колокола сбрасывали с колоколен и переплавляли, а сами колокольни сравнивали с землей.

Дошел черед и до символики революционной, в целом, всей советской. Потом – до попросту неугодной. К примеру, напоминающей о чем-то неприятном. Или не дающей возможности писать историю с чистого листа…

© пресс-служба Института наследияПальмира, Сирия. Развалины величественных сооружений, принадлежащих к числу лучших образцов древнеримской архитектуры и признанных ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия.
Пальмира, Сирия. Развалины величественных сооружений, принадлежащих к числу лучших образцов древнеримской архитектуры и признанных ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия.  - Sputnik Грузия
Пальмира, Сирия. Развалины величественных сооружений, принадлежащих к числу лучших образцов древнеримской архитектуры и признанных ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия.
Я заговорил обо всем этом, желая подчеркнуть, что еще более неудобны для перекраивания истории живые люди. От монументальных памятников остаются безмолвные обломки. Люди, умеющие писать и имеющие язык, оставляют след. Формула "нет человека, нет проблем" – абсолютно не универсальная. Сводить счеты с теми, кто проблем не создает, не имеет смысла. А личности, создающие проблемы, часто представляют ценность. И лишиться их – значит, проблемы усугубить.

Сергей Алексеевич Гегечкори был одним из таких. Считался широко образованным человеком. Талантливым ученым. На основе его дипломной работы впервые была сконструирована крылатая ракета "воздух-море". Он стоял у истоков создания противовоздушной системы С-25 и всего советского ракетного щита.

В 24 года – кандидат физико-математических наук. В 28 – доктор. Во время войны служил разведчиком, выполнял ответственные спецзадания. Лауреат премий, кавалер орденов…

Перечислять можно долго. Тем более, сегодня день его рождения. Но постараемся не отклоняться от темы. Потому что Сергей Алексеевич Гегечкори, как многие, вероятно, уже догадались – это сын Лаврентия Павловича Берия. И в один прекрасный день – понятно, какой – его арестовали, лишили всех степеней, званий, наград и вынудили изменить фамилию и отчество.

© photo: Sputnik / Перейти в фотобанкСын Лаврентия Берии Серго Лаврентьевич Берия (Сергей Алексеевич Гегечкори) (1924-2000)
Сын Лаврентия Берии Серго Лаврентьевич Берия (Сергей Алексеевич Гегечкори) (1924-2000) - Sputnik Грузия
Сын Лаврентия Берии Серго Лаврентьевич Берия (Сергей Алексеевич Гегечкори) (1924-2000)
Народная мудрость гласит, яблоко от яблони падает недалеко. Получается, либо яблоко упало все-таки далеко, либо сорт самой яблони был не тот, о котором нам твердят. Во всяком случае, за Гегечкори ходатайствовали крупнейшие советские ученые. Его пришлось вскоре выпустить и предоставить возможность продолжать исследования.

В последние годы Сергей Алексеевич жил и работал в Киеве. Руководил научно-исследовательским институтом. До конца своих дней не отрекался от отца. Пытался доказать, что того оклеветали.

Так ли это? – Сказать трудно.

Мы научились делать символы не только из вещей, но и из людей. Превращаем их в эдакие живые монументы. Формируем вокруг них легенды. Как хорошие, так и злые. Легенды ведь не требуют ни документов, ни подтверждений, ни доказательств. Достаточно версий.

Все настолько перемешалось, что без серьезного исследования трудно отличить правду от вымысла. Но мало кто согласен заниматься этим всерьез. Многих прошлое вообще не волнует. Другие смирились со штампами. Обвиняют целую эпоху за то, что все личные дела фабриковались, факты игнорировались, в ходу были исключительно наветы.

При этом не считают зазорными делать то же самое, правда, без трагических последствий. Охотно руководствуются легендами, даже не пытаясь глубоко во всем разобраться и докопаться до истины.

Что ж, рукописи действительно можно запрятать в архив. Но их невозможно сжечь – они не горят! Утверждение проверено временем. Потому что человек все равно оставляет след. Хороший? Злой?

Вряд ли отыщется однозначный ответ. Однако, как ни странно, чем дальше мы удаляемся за толщу времени, тем лучше можем во всем разобраться.

Удачного вам дня!

Лента новостей
0