Бывший президент Грузии Михаил Саакашвили показывает украинский паспорт на встрече с украинскими гражданами в Варшаве

"Волшебник" без паспорта

1310
(обновлено 15:05 22.08.2017)
Колумнист Sputnik Петре Мамрадзе, бывший руководитель президентского аппарата и правительственной канцелярии, ныне – активный критик правления Саакашвили, начинает цикл заметок о событиях новейшей истории Грузии, очевидцем которых ему довелось стать

"Батоно Эдуард, надо побыстрее провести антикоррупционные реформы. Это вовсе не сложно. Народ измучился и теряет веру в нашу власть. Всякое может случиться. Пока что Саакашвили большинством воспринимается, как политический клоун, но еще немного, и он может превратиться в бесстрашного борца с коррупцией, в защитника прав всех обездоленных, в харизматического лидера, с которым абсолютное большинство народа свяжет свои надежды на лучшее будущее, на достойную жизнь. Если это произойдет, это станет большой бедой для Грузии, для всех нас! А если успеем вовремя провести реформы и обуздаем коррупцию, то этот сумасшедший так и останется клоуном, кем он и является по своей сути", — говорил в моем присутствии президенту Грузии Эдуарду Шеварднадзе председатель парламента Зураб Жвания (после Революции Роз ставший премьер-министром в правительстве президента Саакашвили).

Эти слова покойного Зураба Жвания, и то, что в те годы многие в Грузии Саакашвили иначе как клоуном и "гижи" (т.е. сумасшедшим) не называли, а выучившая грузинский язык супруга Саакашвили, будущая первая леди Грузии Сандра Руловс в частных беседах с обезоруживающей улыбкой заявляла, что ее муж "цнобили гижи", т.е. "известный сумасшедший", и вызывала этим симпатии окружающих, я вспомнил нынче. Как раз прочитал в прессе, что Саакашвили собирается вернуться в Украину 10 сентября через краковский пропускной пункт и призывает Киев "не устраивать цирк" (!) из его возвращения.

Слушая тогда Зураба, Шеварднадзе в ответ лишь грустно кивал головой. В ту пору сам Шеварднадзе, в молодости прославившийся во всем СССР как непримиримый борец с коррупцией, часто в публичных выступлениях призывал всех к борьбе против этого тяжкого недуга, поразившего Грузию; сравнивал коррупцию с раковой опухолью, которую необходимо было выжечь каленым железом, и повторял, что "либо мы победим коррупцию, либо она победит нас и уничтожит наше государство". В своих выступлениях Эдуард Амвросиевич был совершенно искренен. Со всей ответственностью заявляю и то, что сам он до конца оставался чист. Однако, коррупция принимала в Грузии тотальный масштаб, и люди не могли поверить, что это происходило без ведома и содействия Шеварднадзе.

Эдуард Амвросиевич прекрасно понимал, что страстные антикоррупционно-антисаакашвилевские речи Жвания были вызваны не высокими идеалами Зураба, а его политической ревностью к Саакашвили. Зураб сам хотел стать президентом Грузии после Шеварднадзе и опасался того, что популист и демагог Саакашвили, при существующей тогда политической динамике, стремительно набирал рейтинг и становился недосягаемым для Зураба. Нервничая, Зураб стал совершать ошибки (чего стоило то, что в качестве основной антикоррупционной меры он предлагал Шеварднадзе назначить его самого госминистром Грузии, а то и вовсе изменить Конституцию страны, ввести пост премьера и назначить премьером).

Подобными действиями Жвания лишь убедил окружение президента и самого Шеварднадзе, что именно он, а не Саакашвили, являлся главной угрозой для власти. Это, в свою очередь, значительно облегчило Саакашвили достижение своей цели. Самое трагичное же для Грузии было то, что все более терявший связь с реальностью и веру в реформы Шеварднадзе был уже неспособен на решительные действия, и вероятность дестабилизации росла с каждым днем.

Так обстояли дела в начале 2001 года – незадолго до связанного с телекомпанией "Рустави-2" политического кризиса и добровольного ухода Жвания с поста председателя парламента.

Еще через два года, в ноябре 2003 года, разразилась "Революция Роз", и сам Шеварднадзе "ушел домой" — именно так ответил тогда никогда не терявший присутствия духа и чувства юмора Эдуард Амвросиевич журналистам, наперебой спрашивающим его, что он собирался делать после своего заявления об отставке.

А в ноябре 2010 года, через два года после осуществленной Саакашвили военно-политической авантюры, закончившейся для Грузии неизбежной катастрофой, известный политолог и блестящий знаток Кавказа Томас де Вааль опубликовал статью под названием "Миша-волшебник". В этой статье Де Вааль отмечает, что после поражения в августовской войне 2008-го года практически все полагали, что дни саакашвилевского президентства были сочтены, но два года спустя никто не оспаривает его лидерства, и главная причина в том, что Саакашвили — волшебник, который успешно является "всем для всех".

"Он поочередно предстает в виде Ататюрка (строителя государства), в виде Джорджа Буша младшего (неоконсерватора), Звиада Гамсахурдия (националиста) и Владимира Путина (жесткого централизатора). Он также напоминает мне Билла Клинтона (прирожденного коммуникатора) и Бориса Ельцина, которому удавалось проворачивать в политике такое, что никто другой не мог.

Задумайтесь над тем, как Миша (так все зовут Саакашвили) умудряется быть другом сенатора Джона МакКейна и лидера Беларуси Александра Лукашенко. Он клянется в верности собраниям Республиканцев в Вашингтоне и, в то же время, вводит безвизовой режим с Ираном. Он открыто гордится звездным рейтингом Грузии "по легкости делания бизнеса" (от Всемирного Банка) и, при этом, руководит экономикой, в которой глубоко укоренились монополии.

Он заявляет, что строит "Швейцарию с элементами Сингапура" (низкие налоги, минимальное правительство) и, в то же время, добивается подписания соглашения с Еврообъединением о свободной торговле (что требует новых массивных регуляций и гармонизации законодательства с ЕО). Этот же лидер разглагольствует о традиционных ценностях и о защите грузинской культуры и, при этом, является автором блестящего на солнце стеклянного моста, уродующего старый город в Тбилиси, моста, который был бы более к месту в Атланте (штат Джорджия).

Практически во всех политических дебатах – по экономике, Абхазии и Южной Осетии, отношениям с Еврообъединением, по социальным вопросам – Саакашвили умудряется представлять обе стороны одновременно. Говорят, что недавно он заявил, что будь он в оппозиции, он создал бы кучу проблем властям. Вот поистине Президент эпохи постмодерна".

Соглашаясь с де Ваалем, хочу отметить, что для меня интересен сам механизм прихода политиков к власти. Весьма интересным мне представляется именно то, как могут люди, по своим человеческим качествам и компетенции совершенно не подходящие к государственной службе, занять высшие государственные должности и пребывать на них достаточно долго. И почему назвал замечательный ученый Томас де Вааль Михаила Саакашвили "поистине Президентом эпохи постмодерна"?

А что бы ответили на этот вопрос Вы?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

1310
Теги:
Михаил Саакашвили

Горельеф режиссера Котэ Марджанишвили на станции метрополитена

ни разу в жизни не изменил и не изменю" - история однолюба Котэ Марджанишвили

321
(обновлено 16:51 28.05.2020)
Сегодня со дня рождения культового грузинского режиссера театра и кино, основоположника грузинского театра Котэ Марджанишвили исполняется 148 лет

Его судьба и творческий путь могли бы стать сценарием удивительного фильма или романа. И каждый кадр в них был бы достоин внимания и аплодисментов. Потому что мэтр театрального мастерства жил и дышал искусством и не мог представить ни дня без него.

О самых интересных фактах из жизни Марджанишвили рассказывает колумнист Sputnik Грузия Анастасия Шрайбер.

С любовью из Кахети

Все началось именно с этого красивейшего удивительного края Грузии. Будущий родоначальник грузинского театрального мастерства родился в кахетинском селе Кварели.

Великий режиссер Котэ Марджанишвили
http://www.kino-teatr.ru/kino/director/sov/25505/foto/602071/
Великий режиссер Котэ Марджанишвили

Сценическую деятельность начал в 1893 году, но сначала в амплуа актера в Кутаисском театре. Буквально через год дебютировал в Тифлисе, тогда Марджанишвили сыграл роль Патара Кахи в одноименной пьесе Акакия Церетели. С 1897 года судьба распорядилась так, что Котэ выступал в русских театрах. А в 1901 году состоялся его режиссерский дебют: на сцене Вятского театра он поставил свой первый спектакль "Дядя Ваня" по Чехову.

Очарованный Достоевским

Весна 1910 года. Котэ Марджанишвили приглашают в Московский художественный театр. С этим театром Марджанишвили сближали принципы высокой идейности репертуара и реализма в актерском искусстве.

კოტე მარჯანიშვილი
Котэ Марджанишвили в молодости

В МХТ Марджанишвили поставил спектакли "У жизни в лапах" Гамсуна (1911), "Пер Гюнт" Ибсена (1912). Однако одной из самых весомых и ярких работ Котэ стало его участие в создании "Братьев Карамазовых" по Достоевскому (1910). Ставил этот величайший спектакль в двух частях Немирович-Данченко. Это был космический опыт для Марджанишвили.

Владимир Немирович-Данченко
© photo: Sputnik / Miron Sherling
Владимир Немирович-Данченко

На крыльях свободы

Периодом поиска новых театральных форм, интересных экспериментов и открытий стало для Марджанишвили лично и русского театра в целом время после первой русской революции. Котэ стремился осуществить идею синтетического театрального искусства, воспитать разносторонних актеров, искал на сцене силуэты драматичности и зрелищности.

26 წლის კოტე მარჯანიშვილი
Режиссер Котэ Марджанишвили

В 1913 году в Москве Марджанишвили с антрепренером Суходольским создает Свободный театр, который просуществует всего один сезон, но будет настолько ярким явлением в театральной жизни, что прочно впишется в историю русского театра. Театр был задуман как синтетический, охватывающий все виды сценического искусства. На сцене этого театра Марджанишвили поставил "Прекрасную Елену" Оффенбаха.

Мечта о театре-празднике

В 1914—1915 годы Марджанишвили руководил театром в Ростове-на-Дону, в 1916—1917-х театром "Буфф" в Петрограде. В обоих театрах режиссер стремился воплотить в реальность свою идею о театре-празднике.

В 1918 году в Петрограде, в Летнем театре "Пассаж", он поставил оперетту Легара "Граф Люксембург". А уже в 1919 году Константин Александрович был назначен комиссаром киевских театров. Здесь он осуществил постановку пьесы Лопе де Вега "Fuente ovejuna" ("Овечий источник"), в которой нашли воплощение героика и пафос революционной эпохи.

В 1919 году в Киеве поставил пьесу "Стенька Разин" поэта и драматурга Каменского. Во время пребывания в Киеве Марджанишвили преподавал в еврейской театральной студии, созданной в 1919 года при Киевской "Культурлиге". А в 1919 году совместно с Озаровским и Курихиным организовал в Киеве театр эстрады "Кривой Джимми".

Кто я?

"Мой милый маленький друг! Если бы ты знал, как измучилась моя душа, как истосковался мой дух. Мне мучительно хочется понять кто я? Что я? И не могу понять", — писал Котэ Марджанишвили сыну из Петрограда, 9 августа, 1917 года.

Потери

За всю свою жизнь Котэ испытал много потерь. Отец умер, когда мальчику было четыре года, вскоре из жизни ушли мама и две сестры.

მარჯანიშვილები

Из родных и самых близких людей осталась только сестра Тамара, выпускница петербургской консерватории. Все прочили ей блестящую карьеру и обожествляли ее голос, а Тамара выбрала монашество в Бодбийской обители.

კოტე მარჯანიშვილი და ნადეჟდა ჟივოკინი
Котэ Марджанишвили с семьей, супругой Надеждой Живокини и сыном

Котэ ужасно не хотел разлучаться со своей сестрой, но Тамара Александра была непреклонна и прожила в монастыре 18 лет.

Курить как Котэ

Котэ много курил, много и нервно. Говорят, что многие грузинские режиссеры-современники, подражая маэстро, дымят не щадя здоровье.

В Марджанишвили всегда был какой-то беспокойный дух, который никогда не спал, рождал на сцене шедевры, противился банальности и заставлял никогда не останавливаться на достигнутом. Котэ всегда было мало.

"Для него не существовало "своего театра", весь мир был для него одним огромным театром", — говорил про режиссера грузинский поэт Тициан Табидзе.

Петроград

В июле 1920 года в Петрограде под его руководством была осуществлена невероятно масштабная, эффектная постановка "К мировой коммуне". В инсценировке, поставленной на портале Фондовой биржи, приняли участие четыре тысячи рабочих и красноармейцев, а число зрителей достигло 45-и тысяч.

© photo: Sputnik / РИА Новости
Константин Александрович Марджанишвили

В числе зрителей – вождь пролетариата Ленин. В июне 1920 года Котэ создает Государственный театр комической оперы, задуманный как музыкально-экспериментальный. При театре функционировали сатирическое кабаре "Хромой Джо" и драматическая студия "Рабочий театр".

И снова Грузия

Грузия была в сердце Котэ до конца. В 1922 году Марджанишвили триумфально вернулся в Грузию и включился в активную работу по созданию грузинского советского театра. И вскоре, действительно, стал основоположником и реформатором профессионального театра в Грузии.

Здание тбилисского академического театра имени Коте Марджанишвили
© Sputnik / Levan Avlabreli
Здание тбилисского академического театра имени Коте Марджанишвили
Его творческое кредо — искусство "должно быть так же велико, как велика наша современность" — ставило перед театром высокие цели.

Сразу после приезда Марджанишвили поставил на сцене театра имени Шота Руставели пьесу Лопе де Вега "Фуэнте овехуна" (1922), уже апробированную в Киеве и Петрограде.

За этим спектаклем последовали основные спектакли из национального репертуара "Затмение солнца в Грузии" Зураба Антонова (1923), в котором воссоздавались яркие реалистические картины жизни старого Тифлиса, и обличительно острый "Раздел" Георгия Эристави (1923).

В следующем, 1924 году, Марджанишвили обращается к шедеврам мировой драматургии, поставив комедии Мольера "Мещанин во дворянстве" и Шекспира "Виндзорские кумушки", а вслед за этим и "Гамлета". Многие постановки он осуществил совместно с Александром (Сандро) Ахметели.

Свидетельством неустанного поиска новых средств театральной выразительности была постановка пантомимы "Мзетамзе" (1926). Среди нереализованных замыслов этих лет — намерение поставить на открытом воздухе на горном плато "Мистерию-буфф" Маяковского.

Портрет грузинских театральных режиссеров Сандро Ахметели и Котэ Марджанишвили
© photo: Sputnik / Рухкян
Портрет грузинских театральных режиссеров Сандро Ахметели и Котэ Марджанишвили
В то время в театре имени Руставели под одной крышей собрались много значительных мастеров с различными взглядами на искусство. Стремясь разрубить узел накопившихся противоречий, в 1928 году Марджанишвили уходит из театра и создает новый театр в городе Кутаиси, при создании он получил название Второго государственного театра Грузии. Уже в 1930 году театр был переведен в Тбилиси. В 1933 году, после смерти Марджанишвили, театр получил его имя и успешно работает по сей день.

Уход легенды

Марджанишвили неожиданно умер в расцвете творческих сил. Это произошло 17 апреля 1933 года в Москве, куда маэстро был приглашен ставить спектакли "Дон Карлос" по Шиллеру в Малом театре и "Летучую мышь" Оффенбаха в Московском театре оперетты. 

Тбилисский академический театр имени Коте Марджанишвили
© Sputnik / Levan Avlabreli
Тбилисский академический театр имени Коте Марджанишвили

Марджанишвили сначала похоронили в Тбилиси в сквере около Оперного театра, а в 1964 году перезахоронили в Пантеоне писателей и общественных деятелей Мтацминда.

Однолюб Котэ

"… Вот я уже седой, стою на пороге старости, а театр — моя единственная возлюбленная, по отношению к которой я был единолюбом, которой я ни разу в жизни не изменил и не изменю до того момента, пока не понесут меня к могиле…" — пророчески говорил Котэ незадолго до смерти.

321
Теги:
Театр им. К.Марджанишвили, Коте Марджанишвили
Темы:
Гордость Грузии
Премьер-министр Грузии Георгий Гахария

"Фактор Гахария" и слухи об отставке премьера чего ждать до выборов

460
(обновлено 17:40 28.05.2020)
Колумнист Sputnik Грузия рассуждает о том, стоит ли ждать изменений во власти перед предстоящими парламентскими выборами, которые запланированы на 31 октября

Как известно, коней на переправе не меняют. По этой логике, слухи об уходе Георгия Гахария в оппозицию и по поводу изменения состава правительства должны быть не только преувеличенными, но и нереалистичными.

Однако, давайте рассмотрим последовательно, чем все-таки были вызваны разговоры об очередных кадровых перестановках в правительстве.

Распространенная СМИ информация выглядит следующим образом: на посту премьера Гахария сменит Григол Лилуашвили, его же место – начальника Службы безопасности - займет Анзор Чубинидзе. Специальную службу госохраны же, которая останется в результате перестановок без шефа, в итоге возглавит двоюродный брат Григола Лилуашвили и его нынешний заместитель Гига Николаишвили.

Первоисточник информации неизвестен, однако эти слухи активно распространяет учредитель "Мтавари архи" Ника Гварамия.

© Sputnik / Alex Shlamov
"Ставка на Гахария": видеодосье на нового премьера Грузии

Естественно, тема изменений в Правительстве всегда актуальна и важна, но в данном случае распространению версий способствовало назначение послом госминистра по примирению и гражданскому равноправию Кети Цихелашвили.

Если кто-то полагает, что должность посла в Австрии меньше должности государственного министра, то это его проблема. Но можно предположить, что Цихелашвили на этом посту будет более эффективна, чем на предыдущем, и ее изменение, предположительно, совершенно не огорчит.

В целом же складывается ощущение, что правящая команда заранее пытается трудоустроить тех людей, кто не попадает в будущую парламентскую команду.

К примеру, несколько месяцев назад в Технический университет откомандировали депутата Карло Копалиани. В кулуарах "Мечты" поговаривают, что переговоры начались и с другими депутатами, и к дню выборов у всех будет понимание, где они продолжат свою деятельность.

Слухи же об изменениях в правительстве считает "фантазиями оппозиции" политолог Рамаз Сакварелидзе.

При этом он отмечает, что "желания и страсти у оппозиции обостряются летом и осенью". Согласитесь, почти афоризм.

"С Гахария после жесткого разгона акции 20 июня прошлого года ничего поделать не смогли, и в итоге он из главы МВД стал премьером. Что уж говорить теперь, когда его имя связано с хорошим менеджментом в кризисной ситуации", - говорит Сакварелидзе.

Разговорам о возможных кадровых потрясениях удивлена и эксперт Хатуна Лагазидзе. По ее словам, фактор Гахария сегодня велик, велико и доверие в отношении него. "Фактор Гахария" сейчас ключевой, и без него правящая команда выборы может даже проиграть.

Изменений во власти не только не исключает, но уверен в них эксперт Вахтанг Дзабирадзе, но – уже после выборов. До дня голосования, убежден он, драматичных изменений ждать не стоит.

Вообще же, известно, что для политика всякий информационный шум полезен, как реклама. Шумная информация полезна, за исключением некролога.

А пока правительство Грузии и, конкретно, Георгия Гахария ожидают гораздо более серьезные сражения в виде нищеты, голода и нужды в стране, не говоря уже о коронавирусе, новая вспышка которого возможна в любой момент. Именно ответ на эти вызовы станет главным фактором, который определит результат выборов 2020.

Выборы 2020: парламент Грузии начинает обсуждение конституционных поправок >>>

Конечно, если не произойдет непредсказуемого и нелогичного – ведь в политике, особенно грузинской, нельзя исключать факторы подводных течений и внутренних войн.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

460
Патриаршее служение в Прощеное воскресенье

Какой сегодня церковный праздник: 29 мая 2020

0
(обновлено 00:14 29.05.2020)
По православному церковному календарю, 29 мая 2020 отмечают день памяти священномученика Александра и преподобного Феодора

По церковному календарю, 29 мая поминают также мучеников Вита, Модеста и Крискентию.

Sputnik Грузия рассказывает, кем были эти Святые и почему они упоминаются в церковном календаре.

Епископ Иерусалимский

По церковному календарю, 29 мая поминают священномученика Александра, епископа Иерусалимского - ученика великого учителя Церкви и писателя Климента Александрийского.

Александра избрали епископом Флавии Каппадокийской в начале III века. Святителя при Септимии Севере (193 - 211) заключили в темницу, где он провел три года. После освобождения Александр отправился на поклонение святым местам в Иерусалим, где по откровению свыше, был избран в 212-м соправителем пожилого Патриарха Наркисса, что было чрезвычайно редко в практике древней Церкви.

Иерусалимской Церковью в этом сане он управлял 38 лет, много потрудившись в христианском просвещении. Он собрал большую библиотеку творений христианских писателей. Скончался святитель в темнице во время гонений императора Декия (249—251).

Вит, Модест и Крискентия

По церковному календарю, 29 мая поминают мучеников Вита, Модеста и Крискентию, пострадавших при императоре Диоклетиане (284–305).

Будущий Святой был сыном знатного сицилийского вельможи, язычника Гиласа. Несмотря на это, мальчик, с юных лет, постоянно молился Спасителю, а получив от Господа дар чудотворения, стал исцелять больных и обращать многих язычников в христианскую веру.

Когда император издал указ о гонении христиан, правитель Валериан призвав Гиласа, посоветовал заставить сына отречься. Но усилия отца оказались тщетными, и юноша предстал перед судом правителя. Когда Валериан, отдавая приказ пытать Вита, протянул руку – она отсохла и Святой исцелил правителя.

Валериан, прекратив суд, вновь велел Гиласу заставить сына отречься. Когда ни хитрость, ни угрозы не смогли сломить веру юноши, отец решил убить сына. Чтобы спасти мальчика, воспитатель Модест и кормилица Крискентия, увели его тайно из родительского дома и скрывались с ним в итальянской области Лукании.

Вит не переставал исцелять больных и обращать язычников в христианство, и вскоре вместе с Модестом предстал перед Диоклетианом. Император, сына которого юноша исцелил, предлагал ему почести и богатства, если он отречется, но Вит был непреклонен.

Пытки мучеников сопровождались многими чудесами. Крискентия, выйдя из толпы и укорив Диоклетиана за жестокость, исповедала себя христианкой. Ее также подвергли пыткам. Произошло это в 303-м.

Феодор Освященный

По церковному календарю, 29 мая поминают преподобного Феодора, названого "освященным" оттого, что первым был рукоположен в сан священника из своего монастыря.

Родился будущий Святой в обеспеченной христианской семье в Египте. Стремление к монашеской жизни он проявил в раннем возрасте. Однажды, во время празднования в доме родителей дня Богоявления, будущий подвижник, отказавшись есть изысканную пищу, грустил о том, что, принимая земные радости, лишается благ будущей жизни.

Он тайно ушел из дома в 14 лет и поселился в одной из обителей Египта. Узнав о преподобном Пахомии Великом, мальчик захотел с ним познакомиться. А Пахомий, предупрежденный Господом о явлении юноши, принял его с любовью. С этого дня Феодор находился у своего духовного отца в полном послушании.

Со временем Пахомий поручил ученику возглавить монастырь, а сам удалился в далекую обитель. Феодор, горячо любивший своего наставника, ухаживал за ним до его кончины. Освященный, впоследствии возглавлял и другие монастыри в пустыне. В трудах и молитве он дожил до глубокой старости – преподобный умер в 368-м.

Именины

По церковному календарю 29 мая именины отмечают Муза, Аркадий, Александр, Георгий, Ефрем, Лаврентий, Касьян, Модест, Петр, Николай и Федор.

Материал подготовлен на основе открытых источников

0
Темы:
Календарь религиозных праздников