Дом "Щелкунчика" и тифлисская любовь Симона Вирсаладзе

© photo: Sputnik / РИА Новости / Перейти в фотобанкЭскизы костюмов и декораций театрального художника С.Вирсаладзе
Эскизы костюмов и декораций театрального художника С.Вирсаладзе - Sputnik Грузия
Подписаться
Колумнист Sputnik, писатель Игорь Оболенский рассказывает историю любви и творчества выдающегося театрального художника Симона Вирсаладзе.

Эта улица сегодня носит его имя. Великий театральный художник Симон Вирсаладзе родился в Тифлисе, но в другом месте. Вместе с родителями и сестрами Тиной и Еленой они жили на улице Петра Великого (ныне переименованной в честь языковеда Ингороква). В этом особняке, а точнее, в его правом крыле, он поселился в 1958 году.

Приняв решение вернуться в Грузию (долгие годы Вирсаладзе работал главным художником Кировского (Мариинского) театра в Ленинграде, в Большом театре в Москве), он поручил хлопоты по своему переезду родной сестре Елене. Своей семьи у Вирсаладзе, которого на грузинский манер "Солико" называл и весь театральный мир, не было. Она выбрала несколько вариантов и озвучила их брату по телефону: квартира в новом доме, апартаменты в старинном здании и, наконец, три комнаты в одноэтажном особняке, во дворе которого разбит сад с глициниями. 

© photo: Sputnik / РИА Новости / Перейти в фотобанкЗаслуженный деятель искусств Грузинской ССР С. Б. Вирсаладзе
Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР С. Б. Вирсаладзе - Sputnik Грузия
Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР С. Б. Вирсаладзе

Как мне потом рассказывала племянница Вирсаладзе Манана Хидашели, решение дядя принял почти мгновенно: "Он сказал маме: "Бери с глициниями". И хотя "удобства" находились во дворе, Солико никогда не пожалел о своем решении. Наоборот, он сумел сделать из бывшего детского сада, а именно это учреждение размещалось здесь до пятидесятых годов, настоящий шедевр. Одну комнату художник разделил на кухню и туалет, а другие обставил старинной мебелью, украсил потолок библиотеки лепниной в персидском стиле, оборудовал уютный кабинет.

Мне непременно захотелось побывать в этом доме. Снаружи вполне себе обычное серое строение. Рядом высотка банка, неподалеку Сухой мост и легендарные гостиницы, о постояльцах которых я уже писал. Но я знал, что здесь, за окнами библиотеки, выходящими в тенистый дворик, родилась не одна сказка, а иначе спектакли, оформленные Вирсаладзе, не назовешь. Чем не "гений места"? 

Именно в этих стенах появился "Спартак", один из самых великих балетов, поставленных Юрием Григоровичем. Содружество Вирсаладзе и Григоровича началось еще в Ленинграде, когда уже известный художник пришел на спектакль, созданный молодым танцовщиком из кордебалета Кировского театра. Юному постановщику суждено было стать одним из самых знаменитых хореографов второй половины ХХ столетия. 

© photo: Sputnik / Рухкян / Перейти в фотобанкХудожник Симон Вирсаладзе и балетмейстер Юрий Григорович
Художник Симон Вирсаладзе и балетмейстер Юрий Григорович - Sputnik Грузия
Художник Симон Вирсаладзе и балетмейстер Юрий Григорович

Первым их совместным балетом стал "Каменный цветок" на музыку Прокофьева. Премьера состоялась в Ленинграде в 1957 году. И потом на протяжении четырех десятилетий Григорович работал с Вирсаладзе.

По воспоминаниям Мананы Хидашели, Григорович прилетал в Тбилиси на несколько дней из Москвы, они садились с Солико возле магнитофона, в котором бесконечно проигрывалась кассета с музыкой к балету, и фантазировали. 

Вирсаладзе сам посещал балетную студию, которую в начале прошлого века в Тифлисе держала итальянка Перини. В итоге, правда, победила любовь к рисованию; Солико поступил в студию художника Мосе Тоидзе, потом учился в художественном институте в Москве и Ленинграде. 

Но балет так и не отпустил его. Вирсаладзе не просто разбирался в нем, он чувствовал танец. А потому очень хорошо понимал, какие декорации нужны для того, чтобы все сложилось. 

© photo: Sputnik / Леон Дубильт / Перейти в фотобанкНародный художник РСФСР и Грузинской ССР Симон Вирсаладзе за работой над эскизами костюмов персонажей балета "Легенда о любви"
Народный художник РСФСР и Грузинской ССР Симон Вирсаладзе за работой над эскизами костюмов персонажей балета Легенда о любви - Sputnik Грузия
Народный художник РСФСР и Грузинской ССР Симон Вирсаладзе за работой над эскизами костюмов персонажей балета "Легенда о любви"

Первым постановщиком, с которым началось сотрудничество Вирсаладзе, был великий Вахтанг Чабукиани, чьи спектакли шли на сцене Тбилисского театра оперы и балета.

Но настоящие шедевры рождались именно в дуэте с Юрием Григоровичем. Не будет преувеличением назвать Вирсаладзе равноправным соавтором гениального хореографа. 

Когда я первый раз переступил порог дома, где жил грузинский художник, то увидел на диване красного дерева – хозяин любил старину, в его коллекции много уникальной посуды, стекла, предметов обстановки – большую куклу Щелкунчика. И тут же услышал рассказ, как родился одноименный балет. 

— Юра прилетел из Москвы, — вспоминала Манана Хидашели, которая сохранила в доме все в точности, как было при дяде. – Они с Солико слушали Чайковского и вслух фантазировали. В итоге появился балет, который я старалась не пропускать, то и дело летала в Москву в Большой.

Солико Вирсаладзе ушел из жизни в 1989 году. Когда надежды на выздоровление не осталось, племянница забрала Солико из кремлевской больницы в Тбилиси. А до этого несколько раз в месяц по очереди со своим сыном Леваном, чья фотография висит на самом видном месте в большой комнате, летала в Москву. Леван Абашидзе, молодой и подававший большие надежды актер, погиб во время абхазской войны в 1993 году. 

© Фото: книга И. Оболенского "Из Тифлиса в Тбилиси. Фотография Симона Вирсаладзе
Фотография Симона Вирсаладзе - Sputnik Грузия
Фотография Симона Вирсаладзе

Сегодня Манана Хидашели живет в этом доме одна. Ждет в гости внучку Елену (дочь своего старшего сына Ираклия), которая учится в Лондоне. И разбирает архив Вирсаладзе, порой "откапывая" поистине уникальные документы. 

Во время моего очередного визита она показала мне написанный черной тушью портрет. Сказала, что наконец нашла в себе силы открыть ящик письменного стола, который до этого стоял неприкосновенным, хотя со дня ухода Вирсаладзе прошло уже много лет. С портрета смотрела молодая красивая женщина. Кто это, спросил я. 

И Манана Хидашели поведала мне историю любви. "Вообще дядя не был женат. Я даже как-то спросила у него, почему он не создал семью. На что он ответил, что женат. На своей работе. И потом, чем ты мне не дочь?"

Но любовь в жизни Вирсаладзе была. Еще в юности он влюбился в Марию Багратиони, дочь князя Георгия, главы царского дома Грузии, владевшего этим титулом, конечно, уже только на словах. 

© Фото: архив семьи ВирсаладзеФотография Марии Багратиони, хранившаяся в документах Симона Вирсаладзе
Фотография Марии Багратиони, хранившаяся в документах Симона Вирсаладзе - Sputnik Грузия
Фотография Марии Багратиони, хранившаяся в документах Симона Вирсаладзе

В 1801 году Дом Багратиони лишился трона, Грузия стала частью Российской империи. Когда в 1921 году страна вошла уже в состав будущей советской империи, семья Багратиони, а кроме Марии, у князя с женой были еще дети, уехала за границу. Они сумели хорошо устроиться в Европе. Но в скором времени Мария Багратиони вернулась в Тифлис: она влюбилась в сотрудника советского посольства во Франции и вместе с ним приехала в Советский Союз. По одной из версий, возлюбленного Багратиони вскоре расстреляли. 

В итоге Мария Георгиевна вновь оказалась в столице Грузии. Она поселилась в бывшем родительском доме, где новая власть выделила ей маленькую комнатку на первом этаже. 

Багратиони хорошо рисовала, писала декорации в Опере. Там и познакомилась с Солико Вирсаладзе. Это была любовь с первого взгляда.

Продолжения эта история не получила из-за ареста Марии Георгиевны. На допросах следователь требовал, чтобы она призналась в том, что является княгиней. Багратиони отвечала неизменным "это неправда". Когда следователь был окончательно взбешен, арестованная произнесла: "Я — княжна! А княгиней может стать любая цыганка, для этого достаточно лишь выйти замуж за князя".

По ложному обвинению в несуществуюших преступлениях княжна Багратиони была отправлена в лагеря, где провела несколько лет. В заключении ее спасала именно профессия художника. Марию Георгиевну перевели в клуб, где она оформляла стенгазеты. 

Вирсаладзе отправлял ей продуктовые посылки и денежные переводы, которые присваивались надзирателями и лагерным начальством. Но Мария Георгиевна так никогда и не поверила в то, что молодой человек все эти годы помнил о ней и, как мог, пытался помочь. Вернувшись в Тбилиси, она отказалась с ним встречаться.

© photo: Sputnik / Олег Игнатович / Перейти в фотобанкЭскиз декораций к опере "Абесалом и Этери"
Эскиз декораций к опере Абесалом и Этери - Sputnik Грузия
Эскиз декораций к опере "Абесалом и Этери"

Оправдываться Вирсаладзе посчитал ниже своего достоинства. Мало того, он отказывался даже ходить по улице Гудиашвили, где жила Багратиони. 

И вот выяснилось: о Марии он не забывал. Ее портрет хранил в ящике своего письменного стола и не показывал даже самым близким.

Продолжение следует…

Лента новостей
0