Кадр из художественного фильма Мелодии Верийского квартала

Адреса и жители Верийского квартала. Ахвледиани, Баланчивадзе, Берия

1856
(обновлено 11:54 30.07.2019)
Колумнист Sputnik, писатель Игорь Оболенский, гуляя по району Вере в Тбилиси, рассказывает истории из жизни его всемирно известных жителей.

Наверное, это прозвучит крамольно, но иногда меня радует, что в Тбилиси не спешат с реставрацией. Потому как очень часто после восстановления, призванного вернуть старинному дому прежний облик, в итоге получается монстр со стеклянными стенами и пластиковыми стеклопакетами. 

А тут оригинальные двери в парадное, росписи на потолках, мимо которых и сегодня не пройдешь… Что же это за времена такие были, когда простой подъезд так украшали? Правда, понятие "простой" – весьма относительное. 

Улица Киачели
Игорь Оболенский
Улица Киачели

Этот день я решил посвятить Верийскому району, название которого прославлено популярным мюзиклом режиссера Георгия Шенгелая. Имею в виду комедию "Мелодии Верийского квартала", главную роль в котором исполнила Софико Чиаурели, чей дом тоже находится здесь же неподалеку, в переулках Пикрис-горы (горы Раздумий, если перевести на русский).

Первая улица на маршруте моей прогулки носит имя грузинского писателя Лео Киачели. Застроенная двух-трехэтажными особняками, она начинается от площади Роз и завершается перекрестком с улицей Николадзе. Идешь между залитыми солнцем домами и, как ориентир, видишь серебряные купола русской церкви Иоанна Богослова, возведенной в первые годы ХХ столетия. Рядом — старинный, построенный еще в XII веке при царице Тамаре грузинский храм Андрея Первозванного, который тбилисцы, по цвету купола, называют "голубым монастырем". Идеальное место, чтобы поговорить об архитектурных особенностях русской церкви и грузинского храма.

Улица Киачели
© photo: Sputnik / Alexander Imedashvili
Улица Киачели

Актер Олег Басилашвили рассказывал, как его бабушка, оказавшись в эвакуации в 1941 году в Тбилиси, поначалу не могла заставить себя пойти в грузинскую церковь. Она, жена русского священника, хотела молиться под родными куполами-луковицами, а здесь что же, островерхие крыши. Но потом отправилась в Сиони и, вернувшись, сказала, что и в грузинских храмах чувствуется благодать.

Мастерская Елены Ахвледиани

Давайте начнем прогулку с дома номер 12 на улице Киачели. Каждый раз, приближаясь, поднимаю глаза на окна второго этажа, закрытые изнутри белыми ставнями. Здесь была мастерская Елены Ахвледиани. 

Вход в дом-музей Елены Ахвледиани
© photo: Sputnik / Alexander Imedashvili
Вход в дом-музей Елены Ахвледиани

Один из самых ярких и талантливых грузинских мастеров, Ахвледиани была дружна с Ладо Гудиашвили, Давидом Какабадзе. Как и они, несколько лет провела в творческой командировке в Италии и Франции, где имела успех у критики и публики. Но в итоге, как и ее тбилисские друзья, вернулась в Грузию, тогда уже — одну из республик Советского Союза. Любимым героем полотен Ахвледиани был старый Тифлис, его дома, балконы, улицы.

И я не знаю, что мне позволяет больше проникнуться духом прежней столицы — черно-белые фотографии Ермакова, главного тифлисского фотолетописца девятнадцатого столетия, или картины Ахвледиани, Элички, как ее по-прежнему, даже спустя столько лет после смерти в 1975 году, называют тбилисцы. 

Ее квартира-мастерская занимает целый этаж. Вхожу в подъезд и первое, что вижу — выкрашенные светло-коричневой краской деревянные ступени и ровные пластины перил с аккуратной прорезью узора между ними. Они наверняка помнят и художницу, в 1927 году вернувшуюся в Тифлис из Европы, и великих друзей, бывавших у нее на протяжении десятилетий. 

Интерьер дома Елены Ахвледиани
Игорь Оболенский
Интерьер дома Елены Ахвледиани

Самое известное имя, пожалуй, это пианист Святослав Рихтер. Приезжая с концертами в Тбилиси, он предпочитал останавливаться у Элички. 

Когда я писал книгу о музыканте, почувствовать его характер мне помогли фотографии, хранящиеся в архиве художницы. На них Рихтер не в привычном фраке с бабочкой и за роялем, а в домашнем халате, с по-детски счастливой и беззащитной улыбкой. А вот он с хозяйкой квартиры идет по улице Киачели — на Рихтере свободные белые брюки, темный пиджак, в руках — фотоаппарат. Ахвледиани, с завязанным широким узлом на шее платком, в просторной холщовой куртке, идет рядом и что-то говорит своему другу, не обращая ни малейшего внимания на фотографа, делающего этот снимок. За ними — та самая улица, где ничего и не изменилось. 

Днем Ахвледиани показывала Рихтеру город. А вечерами, когда у него не было выступлений, приглашала своих приятельниц. Одна из них рассказывала мне: "Как-то звонит Эличка и говорит: "Бери своего дурака и приходите в гости. У меня Рихтер играет". Я приняла приглашение, только поинтересовалась, почему мой муж — дурак. "Партийный потому что", — ответила Эличка".

Святослав Рихтер
© photo: Sputnik / Олег Макаров
Святослав Рихтер

Рояль, на котором играл Рихтер, и сегодня стоит в квартире Ахвледиани. Здесь же фотографии пианиста и его спутницы жизни, оперной певицы Нины Дорлиак. На стенах квартиры, превращенной в музей, десятки работ — виды Парижа, старого Тифлиса, живописного городка Сигнахи в Кахетии. На деревянных полках — коллекция медных и глиняных кувшинов, которые собирала Ахвледиани. Чуть правее рояля — невысокая кровать, окруженная полками с книгами. Здесь все осталось точно так, как было при жизни хозяйки. 

Ее не стало во время открытия оказавшейся последней выставки. Прощальными словами 74-летнего мастера были: "Как неудобно умирать на людях, я испортила им праздник". 

Интерьер дома Елены Ахвледиани
Игорь Оболенский
Интерьер дома Елены Ахвледиани

Я нарочно не стал обращаться к экскурсоводу, предлагавшему рассказать мне об Ахвледиани. Ее картины были передо мной, обстановка квартиры осталась неприкосновенной, информации о художнице достаточно в любой энциклопедии. Мне хотелось почувствовать себя в гостях. И пусть отчасти, но это получилось. 

Выхожу из квартиры и поднимаюсь на еще один лестничный марш. Отсюда, с площадки третьего этажа, открывается вид на типичный тбилисский дворик, опоясанный балконами. 

Семейное гнездо Баланчивадзе

А на параллельной улице, носящей сегодня имя ученого Георгия Ахвледиани (однофамильца художницы, но всё равно удивительное совпадение) белеет здание бывшей русской церкви, в тридцатые годы прошлого века превращенной в жилой дом. 

Русская церковь Св. Иоанна Богослова
© photo: Sputnik / Alexander Imedashvili
Русская церковь Св. Иоанна Богослова

Здесь была квартира композитора Мелитона Баланчивадзе, вошедшего в историю не только как автор оперных произведений, но и отец двоих сыновей — Андрея, тоже ставшего композитором, и Георгия, снискавшего мировую славу под именем Жоржа Баланчина. 

Когда я только приехал в Грузию, одним из моих первых желаний было знакомство с потомками Баланчивадзе. И мне удалось побывать в гостях, и не один раз, у Джарджи Баланчивадзе, сына Андрея Мелитоновича. 

Мы много говорили и о "деде Мелитоне", одном из создателей грузинской оперы, авторе "Дареджан Коварной", и об "отце Андрее", занимавшем в советские годы пост руководителя Союза композиторов Грузии, и о "дяде Жорже", приезжавшем в Тбилиси два раза — в 1962 и в 1972 годах. 

Хореограф Джордж Баланчин (Георгий Мелитонович Баланчивадзе)
© photo: Sputnik /
Хореограф Джордж Баланчин (Георгий Мелитонович Баланчивадзе)

Квартира Баланчивадзе находится в современном районе Тбилиси Сабуртало (в переводе "место, где можно гонять мяч"). На стене в гостиной я заметил картину, напоминающую икону. Спросил у Джарджи, и тот подтвердил, что привлекший мое внимание предмет в золоченой раме – икона из дедовского дома на бывшей улице Перовской, так раньше называлась улица Ахвледиани.

Когда Мелитон Баланчивадзе в 1923 году только приехал из Петрограда в Тифлис, эта улица называлась Анастасиевская, по имени одной из великих княжон.

Конечно, Баланчивадзе бывал в Тифлисе и раньше. В мемуарах философа-мистика Георгия Гурджиева, именно в грузинской столице в 1919 году создавшего "Институт гармонического развития человека", есть загадочная запись о встречах с композитором "М.Б.", которому он поручил написание музыки для своих танцев. Так вот этим самым композитором и был Мелитон Баланчивадзе.

Что ни дом в Тбилиси, что ни судьба его обитателей — то отдельная история, достойный сюжет для повести. 

Дом Баланчивадзе
Игорь Оболенский
Дом Баланчивадзе

Как по-разному сложилась судьба семьи Баланчивадзе. Старший сын Мелитона Андрей переехал вслед за родителем в Грузию, в 1921 году ставшую советской республикой, и остался здесь навсегда. Писал музыку для балетов, к кинофильмам, дружил и поддерживал опального Дмитрия Шостаковича. И страдал от неизбежных репрессий, когда по радио с антисоветскими речами из-за океана выступал его родной брат Георгий, великий хореограф Баланчин. 

Жорж, по воспоминаниям племянника, хотел поставить балет на музыку родного брата. Но не сложилось. Самым известным балетным сочинением Андрея Баланчивадзе стало "Сердце гор" с Вахтангом Чабукиани в главной партии. Премьера в Большом театре едва не сорвалась из-за интриг. И тогда Андрей Мелитонович… позвонил по телефону самому Берия. Хозяин Лубянки ответил многозначительно: "Семь раз отмерь, один — отрежь". И прожил трубку. Правда, в итоге балет все-таки был показан. 

Квартиры партийных руководителей

А сам Берия одно время жил тоже в этом районе, аккурат напротив дома Елены Ахвледиани на улице Киачели, в двадцатые годы прошлого века носившей имя царского чиновника Караганова. После того как Лаврентий Берия стал первым человеком Советской Грузии и перебрался в отдельный особняк в Сололаки, в этой квартире осталась жить его мать. Марта Берия была глубоко верующей и каждый день проходила пешком несколько километров до собора Сиони…

От репрессий Грузия пострадала едва ли не серьезнее, чем остальные республики СССР. Потому символично, что первым публичным рассказом о реалиях сталинского времени стала работа грузинского режиссера Тенгиза Абуладзе. 

Когда я снимал документальный фильм об этом мастере, то в качестве натуры выбрал дом на соседней с Киачели улице, носящей имя Нико Николадзе. Именно на ней возвышается громада тбилисского варианта московского "дома на набережной". 

Дом на улице Николадзе
Игорь Оболенский
Дом на улице Николадзе

В тридцатых годах прошлого века здесь располагались просторные квартиры грузинских генералов и партийных руководителей республики. В тридцать седьмом половина дома опустела, двери обустроенных квартир с каминами были опечатаны.

Натурные сцены "Покаяния" Абуладзе снимал в другом месте. Но каждый раз, стоя под окнами дома на улице Николадзе, я невольно представляю героиню Верико Анджапаридзе и слышу ее судьбоносный вопрос, ведет ли эта дорога к храму…

1856
Темы:
Истории любви: от Тифлиса до Тбилиси (44)

Журналист и радиообозреватель, профессор МГИМО МИД России Юрий Кобаладзе

"Моя жизнь рухнула" - Юрий Кобаладзе о том, как тяжело ему далась самоизоляция

388
(обновлено 19:14 04.06.2020)
Ветеран разведки и журналист Юрий Кобаладзе в своей колонке на Sputnik Грузия рассказывает о том, как проводит время в самоизоляции из-за пандемии коронавируса

Моя жизнь рухнула. Я – социальное животное, мне необходимо общество, тусовки, общение, люди вокруг.

Всего этого я лишился на два месяца, сижу взаперти. Как я заметил, люди ведут себя по-разному, некоторые просто панически боятся выходить из дома. Но есть и такие, кто не боится, но здравый смысл подсказывает, что лучше все-таки оставаться дома.

В этом смысле жизнь стала совершенно другой, и предположить такое развитие событий еще два месяца назад было просто невозможно.

Но у всего, как говорится, есть хорошая сторона. Я наконец-то познакомился поближе с компьютером, который до этого времени покрывался ржавчиной. Много всего удивительного произошло со мной с точки зрения познания цифровых технологий, ситуация вынудила меня освоить новые платформы, сайты и приложения.

В современную эпоху все перешли на онлайн-обучение, и я, как преподаватель, был вынужден освоить эту стезю, чтобы продолжать читать лекции своим студентам.

Хинкали "на удаленке". Как грузинские рестораны в Москве справляются с кризисом >>>

Я общаюсь с ребятами, поддерживаю их, потому что им тоже очень тяжело. Не представляю, что я в свои 20 лет попал бы в такую ситуацию и вынужден был бы сидеть дома. Я их развлекаю, виртуально одеваю их во всякие смешные костюмы путем специальных фильтров – в клоунов или Буратино. Развлекаемся, как можем.

Очень многие люди говорят, что во время самоизоляции открыли в себе какие-то новые стороны – кто-то начал рисовать, кто-то освоил музыкальный инструмент, кто-то стал виртуозным кулинаром. За себя могу сказать, что в моем возрасте уже открыть в себе новые стороны таланта очень сложно. Тут думаешь о том, как бы не закрыть старые.

Конечно, это уникальное время для того, чтобы посвятить себя чтению книг, прослушиванию музыки, приведению в порядок всех своих старых архивов. Но ничего не может компенсировать утрату живого общения, свободы.

Меня особенно угнетает закрытие границ и отсутствие международных полетов. Очень грустно от того, что я не могу полететь в свой родной и любимый Тбилиси. Это ужасно.

У меня накрылось несколько интересных поездок с "Клубом путешествий Михаила Кожухова". Мы планируем несколько поездок на август – сентябрь, хотя бы по России, так как очень сомневаюсь, что к этому времени откроются границы.

Еще одна проблема – сидишь дома, постоянно ешь и набираешь вес. Поэтому первым делом, как снимут карантин, побегу в спортзал.

Хочу сказать, что очень горжусь тем, как с этим вызовом справилась моя родная Грузия. До этого я не мог представить, что может случиться, чтобы грузины засели дома и не выходили. Но все проявили высокую гражданскую ответственность, сели по домам и победили в этом бою. Я очень горжусь!

388
Полиция во время протестов в США

Америке предлагают выбирать между расизмом и анархией

217
(обновлено 15:02 03.06.2020)
Не было никаких сомнений, что гибель Джорджа Флойда и последовавшие протесты, перетекшие в беспорядки, активно используют в набирающей обороты предвыборной кампании в США

Предполагалось, что главный удар нанесут по Трампу, на которого его оппоненты возлагают вину за расизм и жестокость белых полицейских, убивших очередного афроамериканца. Однако чем дальше развиваются события, тем яснее, что реальность вновь может преподнести сюрприз демократам, пишет Ирина Алкснис для РИА Новости.

Снова русские. Кому выгодно обвинять Москву в американском бунте>>

Американский лидер устроил целое - прекрасно срежиссированное - представление. Он выступил с жесткой речью, в которой: а) назвал участников беспорядков "бунтовщиками", б) обвинил власти ряда штатов в неспособности защитить мирных граждан от преступников и в) пообещал мобилизовать все федеральные ресурсы, включая армию, чтобы "положить конец разрушениям и поджогам".

Происходило все в Розовом саду Белого дома, куда доносились звуки разрывов светошумовых гранат и зарядов со слезоточивым газом. Это полиция освобождала от протестующих расположенную рядом Лафайет-сквер в связи с комендантским часом.

Затем Дональд Трамп вышел из резиденции и проследовал по зачищенной площади до церкви Святого Иоанна, которую за день до этого подожгли радикалы. Там он приподнял Библию и заявил, что "США - самая великая страна в мире", пообещав обеспечить безопасность государства.

Реакция на президентский "перфоманс" последовала молниеносно. Лидеры демократов в конгрессе выпустили совместное заявление, в котором охарактеризовали действия Трампа как "трусливые, малоэффективные и опасные".

Не менее резко выступили руководители нескольких штатов, также представляющие Демократическую партию, в частности губернаторы Нью-Йорка и Орегона. А мэр Вашингтона Муриэл Баузер назвала позором разгон "безоружных протестующих" на Лафайет-сквер, подчеркнув, что федеральная (а не местная, что очень важно!) полиция приступила к зачистке перед Белым домом за 25 минут до комендантского часа. После чего мэр добавила трогательное: "Жители Вашингтона, идите домой. Будьте в безопасности".

По российским меркам все выглядит очень странно. С одной стороны, очевидно, что принимаемых местными и региональными властями мер зачастую явно недостаточно для прекращения вакханалии. СМИ полны свидетельств, как полиция просто наблюдает за разгромом городских кварталов и разграблением магазинов. С другой стороны, президент все больше угрожает и обещает, но по существу пока ничего не делает для стабилизации положения.

Разгадка таится как в особенностях американской государственной системы, так и в жесткости текущего политического противостояния в стране.

В США довольно сложная система разграничения полномочий между федеральным центром и штатами, но в целом региональные власти несут полную ответственность за происходящее на их территории. Это касается и правоохранительной сферы, благодаря чему в Штатах весьма запутанная структура силовых ведомств.

Плюс надо иметь в виду, что в беспорядках, в первую очередь именно на расовой почве, для Америки нет ничего особенного. Они вспыхивают регулярно. Самый знаменитый, наверное, бунт в Лос-Анджелесе в 1992 году, но многие хорошо помнят и волнения в Фергюсоне в 2014-м.

Федералы вмешиваются только по просьбе властей штата, если те чувствуют, что сами не справляются. Также у президента есть полномочия для применения силы через голову губернатора, но в таком случае именно на него ложится вся ответственность.

А вот тут самое интересное: протесты из-за гибели Джорджа Флойда охватили большинство штатов (около 45 из 50), но очаги беспорядков с погромами, насилием и мародерством находятся преимущественно в вотчинах Демократической партии. Это регионы, где у Трампа нет ни малейшего шанса на победу.

Самый яркий пример - без сомнения, Нью-Йорк. Многонациональный, толерантный и подчеркнуто либеральный мегаполис продолжают громить, а руководство города и штата мямлит невнятицу. Губернатор штата Нью-Йорк Эндрю Куомо заявил, что преступления, конечно, недопустимы, но погромщики "смешались с демонстрантами". Видимо, по его мнению, это достаточное основание для того, чтобы ничего не делать.

Неготовность губернаторов-демократов принимать жесткие меры легко объяснима: они опираются на электорат, значительная часть которого крайне негативно воспримет применение силы даже против мародеров. Более того, Демократическая партия в своей борьбе с "белым расистом, шовинистом и женоненавистником" Трампом собственными руками укрепила либеральную тенденцию снисходительного отношения к правонарушителям и преступникам, принадлежащим к "дискриминируемым меньшинствам".
Каждая из сторон гражданско-политического противостояния в Америке сделала свою ставку.

Демократы надеются, что волнения сами по себе постепенно выдохнутся и можно будет вновь максимально сосредоточиться на повестке борьбы с расизмом белых консерваторов.

Президент же явно рассчитывает на то, что штаты с губернаторами-республиканцами куда быстрее наведут у себя порядок, не допустив расползания погромов. Зато кадры пострадавших городов и неспособность политиков-демократов справиться с ситуацией не только усилят консолидацию республиканских штатов, но и качнут маятник колеблющихся регионов в сторону Трампа.

Однако показательно, что никто даже не пытается поднять вопрос о необходимости решать обе проблемы: и системного расизма в виде склонности американской правоохранительной системы к избыточному применению насилия, и необходимости решительно подавлять любые беспорядки, какими бы благородными лозунгами они ни прикрывались.

Видимо, для Америки это, как и во многие предыдущие десятилетия, остается непосильной задачей.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

217
Машина патрульной полиции в столице Грузии

В Тбилиси ограбили магазин техники, пострадал сотрудник

0
(обновлено 14:18 05.06.2020)
Полиция разыскивает преступника, который ранил сотрудника во время ограбления магазина техники

ТБИЛИСИ, 5 июн - Sputnik. Во время разбойного нападения на магазин техники на окраине Тбилиси пострадал один сотрудник, сообщает телекомпания Imedi.

Инцидент произошел накануне ночью в спальном районе Варкетили. Пострадавший сотрудник получил ранение в области шеи, однако сейчас его жизни не угрожает опасность.

Другие детали происшествия не распространяются. Также неизвестно, какую сумму удалось забрать из магазина преступнику.

Следствие идет по статье "Разбой", что наказывается лишением свободы на срок от пяти до семи лет.

Задержанных пока нет.

0
Темы:
Преступность в Грузии