Маниакальная идея для нового мира

© photo: Sputnik / Alexander ImedashviliТбилиси, набережная
Тбилиси, набережная - Sputnik Грузия
Подписаться
Когда советское руководство в 80-е "перестроечные" годы решило уступить увещеваниям Запада и, вздохнув с облегчением, смирилось с неизбежным "концом", оно не верило в распад СССР, но зато со спокойным легкомыслием рассчитывало на три приобретения.

Первое — сохранение власти и государства в условиях понятных всем "косметических" преобразований псевдолиберального толка; второе — воцарение окончательного мира на планете в отсутствие гонки вооружений и взаимных угроз; третье — получение персональных материальных и моральных дивидендов за вклад в исчезновение "холодной войны", причем — и как понятия, и как реального явления.

Однако из этих трех целей осуществилась лишь третья. Появились "Фонд Горбачева", "Фонд Шеварднадзе", другие фонды, пришедшие на смену их партийным и государственным аналогам. Дождь новых терминов — "гласность", "перестройка", "плюрализм" и "новое мышление" — и вовсе затмил сознание растерянных членов Политбюро, живших к тому времени разве что в ожидании траурного марша Шопена, и привел в неистовство долготерпеливое разноплеменное население Союза — от мысли, что жили народы эти, оказывается, "неправильно". Последствия известны.

Флешмоб мыльных пузырей - Sputnik Грузия
Природа ничегонеделания на пространстве легкомыслия

Неистовство посетило разноязыкие народы, впрочем, не впервые. И они помнили при этом, как был отправлен на вечный покой генералиссимус, разбивший систему военного и политического заговора со стороны европейских нацистов, взращенных заокеанскими апологетами вседозволенности.

Генералиссимуса же, грубо говоря, убрали по той причине, распространенной и неприемлемой по уголовным "понятиям", как и по понятиям политических лидеров всех времен и народов, что он знал слишком много. И, что еще "хуже", точнее — важнее, понимал и извлекал выводы из прочитанного, осмысленного, запомнившегося. В отличие от членов политбюро 80-х годов, он, наряду с другими авторами, читал и Николая Бердяева. И, в отличие от обветшалого Политбюро, учитывал все это и применял творчески. И тот же Бердяев подсказал ему верную мысль. Либо — убедил его в главном. 

"Ничто так не искажает человеческую природу, как маниакальные идеи. Если человеком овладевает идея, что все мировое зло в евреях, масонах, большевиках, еретиках, буржуазии и т. д., то самый добрый человек превращается в дикого зверя", — сказано этим философом.

Памятник Сталину в городе Гори - Sputnik Грузия
Куда девать Сталина и до каких пор в Тбилиси будет сидеть Рейган?

Сегодня, когда горизонты исторического опыта расширились до невозможного, Бердяев заговорил бы более размашисто и плодовито. Равно как и прочие мыслители, включая Сартра, Ясперса, Мамардашвили (однокурсника Горбачева), униженного и растоптанного мракобесами 80-90- х в Грузии.

В любом случае, новый опыт показал, что нет ничего разрушительнее идеи созидания, основанной на поиске виновных в собственной никчемности.

Сегодня планета охвачена именно маниакальными идеями. Ее депрессивность очевидна. Самое же унизительное для человечества состоит в том, что 7 миллиардов человек не могут справиться с несколькими сотнями миллионов субъектов, олицетворяющих эпоху коллективного диктата над миром. И с 15 тысячами человек, которые владеют едва ли 70 процентами мирового имущества. И плевать им и на Бердяева, и на Сократа, и Баруха де Спинозу в придачу со всеми остальными мыслителями, прочими гражданами, нуворишами и париями, богатыми и бедными, веселыми и находчивыми, либералами и ортодоксами, исламистами и коллекционерами марок.

Лента новостей
0