Встреча Президента РА Армена Саркисяна и лидера оппозиционной фракции Елк Никола Пашиняна на площади Республики (21 апреля 2018). Ереван

Президент и премьер Армении посетят Грузию по очереди

503
(обновлено 20:50 21.05.2018)
Президент Армении прибудет в Тбилиси на празднование дня Независимости, а к концу мая в Грузию с визитом прибудет премьер соседней страны

Обозреватель Sputnik Армения Лаура Саркисян считает, что предстоящие в мае визиты президента Армена Саркисяна и премьер-министра Армении Никола Пашиняна в Грузию говорят о новом этапе армяно-грузинских отношений.

Ко дню независимости Грузии и 100-летию со дня установления Первой Республики, 26 мая, по приглашению грузинского коллеги Георгия Маргвелашвили, Саркисян впервые посетит Тбилиси в ранге президента Армении. На конец мая запланирован официальный визит к соседям и премьер-министра Армении Никола Пашиняна.

"Как можно скорее" — Ереван готовит визит Пашиняна в Грузию >>

"Властями Армении принято совершенно оптимальное решение. В день праздника — провозглашения Первой Республики Грузии, естественно, по протоколу, страну должен представлять президент. Визит Армена Саркисяна в этот знаменательный для Грузии день говорит о многом", — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения бывший начальник аппарата президента Грузии Петре Мамрадзе.

По его словам, было бы неверно, если президент и премьер посетили бы страну в один и тот же день.

Что изменилось между Ереваном и Тбилиси?

В Тбилиси позитивно оценивают риторику новых властей Армении в адрес Грузии. Премьер-министр РА Никол Пашинян не раз подчеркивал, что отношения между Ереваном и Тбилиси должны развиваться и углубляться.

"Это говорит о том, что Армения уделяет особое внимание отношениям с Грузией: в частности, позитивно то, что со сменой руководства Ереван продолжает подчеркивать совпадение геополитических интересов наших народов", — сказал Мамрадзе.

Он также отметил, что Тбилиси рад такому соседу, как Ереван, вместе с которым легче бороться за безопасность и стабильность в регионе. При этом ни Еревану, ни Тбилиси не мешает разновекторность во внешней политике.

"У наших отношений есть длительная история беспрецедентного сотрудничества", — сказал Мамрадзе, подчеркнув, что различия во внешней политике Еревана и Тбилиси должно использоваться для еще большего укрепления двусторонних отношений.

Власти налаживают контакты?

В том, что отношения двух стран перешли на качественно новый этап, не сомневается и научный сотрудник Центра региональных исследований Академии госуправления Армении, эксперт по вопросам Грузии Джонни Меликян.

По его словам, в Армении, да и в самой Грузии понимают важность происходящего, Ереван своим вниманием — предстоящими визитами, телефонными разговорами, в очередной раз показал Тбилиси, что в отношениях ничего не изменилось.

"Президент и премьер Армении понимают, что нужно налаживать контакты с Грузией. С этим связаны их визиты, которые дадут новый стимул сотрудничеству", — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения Меликян.

Премьер-министр Армении несколько раз подчеркивал, что рассматривает Грузию как одного из наиболее важных партнеров Армении, взаимоотношения с которым очень важны. В Тбилиси на встрече тет-а-тет у представителей правительства двух стран будет возможность обсудить текущие вопросы и наметить дальнейшую повестку углубления двусторонних отношений.

"Нужно учитывать, что специфика новой Армении есть, и она будет влиять на весь этот процесс: у нас, как и в Грузии, функционирует парламентская система, при которой президент имеет ограниченные полномочия. Активная работа по реализации межгосударственной повестки должна вестись на уровне правительства", — сказал Меликян, отмечая важность визита Пашиняна в Грузию.

Армения на пороге гражданской войны? Чем опасна революция Пашиняна >>

Эксперт подчеркивает, что если отношения между странами пойдут по нарастающей, то они имеют все шансы перерасти из сугубо партнерских и добрососедских в стратегические.

Напомним, что в "Концепции национальной безопасности Грузии", принятой в 2005 году, отмечается, что Грузия стремится к углублению партнерских отношений с Арменией на основе сотрудничества в сфере взаимных интересов, а осуществление в регионе крупных экономических проектов позволит укрепить региональную безопасность. При этом Армении дан статус тесного партнера, а Азербайджану — стратегического.

503
Теги:
Никол Пашинян, Армен Саркисян, Армения, Грузия
Темы:
Первый визит Пашиняна в Грузию (17)
По теме
Авинян: чем отличаются бархатные революции в Грузии и Армении
Авинян: Армения углубит отношения с Грузией и Ираном
Армения готова наладить отношения с Турцией
Саакашвили рассказал о планах, связанных с Арменией

Турецкая армия прибыла на учения в Азербайджан

Цели и средства военного сотрудничества Анкары, Баку и Исламабада

116
(обновлено 08:55 20.01.2021)
Недавние боевые действия в Карабахе мотивировали (или ускорили) формирование де-факто военного союза Азербайджана, Турции и Пакистана, интересы которых не всегда совпадают с другими соседними странами, пишет военный обозреватель

"Сопутствующими продуктами" военного сотрудничества Анкары, Баку и Исламабада неизбежно станут региональная дестабилизация.

В сопредельной с Арменией турецкой провинции Карс 17 января представители Минобороны Турецкой Республики торжественно встретили азербайджанских коллег, которые прибыли для совместных учений "Зима-2021". Маневры состоятся 1–12 февраля. Турецкая сторона заверила гостей: "Мы продолжим действовать "одним сердцем" и "одним кулаком" с пониманием: "Два государства – одна нация". Ключевое слово "продолжим" почему-то вызывает ассоциации с боевыми действиями в Нагорном Карабахе, где Турция поддерживала Азербайджан. И в перспективе просматривается концепция "Два государства – одна армия".

Немногим ранее состоялись встречи турецкого министра обороны Хулуси Акара с командующим ВВС Пакистана Муджахидом Анвар Ханом, министра обороны Азербайджана Закира Гасанова с чрезвычайным и полномочным послом Пакистана в АР Билалом Хайе. Стороны обсудили совместные учения, включая маневры азербайджанской армии с участием спецназа и других видов войск Пакистана и Турции. Отмечен большой потенциал для военного и военно-технического сотрудничества (ВТС), выражено намерение развивать его в интересах Анкары, Баку и Исламабада.

В развитии добрососедских отношений государств, ВТС и обмене армейским опытом нет ничего предосудительного, если в результате не возникает военно-политического напряжения в регионе и военных угроз ближайшим соседям.

Возвращаясь к совместным азербайджано-турецким учениям "Зима-2021", можно заметить, что выбор локации у границ Армении, где в Гюмри расположена 201-я российская военная база, выглядит провокационным. Создается впечатление, что Анкара и Баку не вполне удовлетворены достигнутыми в Нагорном Карабахе результатами, а Исламабад готов "по-братски" им помочь на Южном Кавказе с расчетом на расширение своего влияния в Центральной Азии.

Прямая угроза

Азербайджано-турецкие военные маневры 1–12 февраля в провинции Карс обещают стать крупнейшими за последние несколько лет. Сценарий учений предусматривает отработку совместных наступательных операций, в том числе десантно-штурмовых. В условных боях будут задействованы танковые и артиллерийские подразделения, спецназ и снайперы. Целями учений заявлены отработка взаимодействия в ходе совместных операций, проверка боеспособности вооружения и транспортных средств, штатных и перспективных.

Напомним, предыдущие совместные военные маневры Турции и Азербайджана с боевыми стрельбами проходили за полтора месяца до начала боевых действий в Карабахе. В Ереване считают 44-дневную войну прямым продолжением августовских азербайджано-турецких учений. Алгоритмы и содержание "предвоенных" маневров настораживают и Армению, и Россию.

Турецкий министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу в конце декабря обещал "активизировать усилия по нормализации отношений с Арменией", однако реальность выглядит иначе.

Безопасность армянского населения не абсолютна. Дальнейшая судьба и статус Нагорного Карабаха не определены, в перспективе зависят от баланса сил в регионе и возможностей азербайджано-турецкого военного альянса.

В соответствии с заявлением лидеров России, Азербайджана и Армении, Карабах остался практически изолированным анклавом на территории площадью чуть более половины бывшей Нагорно-Карабахской автономной области (без Гадрутского района и города Шуша). Стабильность и безопасность обеспечивают преимущественно российские миротворцы. Возможно, сохраняющаяся неопределенность создает в Анкаре и Баку иллюзию, будто "мятежную территорию" можно "дожать" военными средствами, игнорируя российских миротворцев.

Многие подзабыли итоги грузинской операции "Чистое поле" на территории Южной Осетии в августе 2008 года. Неслучайно американское издание Foreign Policy отмечает высокий риск "неожиданной конфронтации" в зоне пересечения российско-турецких интересов на Южном Кавказе. Подобное развитие событий было бы выгодно Западу для реализации общего плана дестабилизации российского ближнего зарубежья и "сдерживания" РФ.

В свою очередь, влиятельные турецкие националисты мечтают о ликвидации "разделенного тюркского мира" и едином "турецком пространстве" от Эгейского моря до западного Китая.

Военные угрозы в регионе Южного Кавказа сохраняются. И относительно далекий Пакистан не дремлет, ведет свою военно-политическую игру, в которой преобладают экономические резоны.

Пакистанский фактор

Географически Баку и Исламабад разделяют более 2 000 километров, но их объединяют особые отношения с Турцией. Напомним, что еще основатель Пакистана Мухаммед Али Джинна высоко отзывался о Мустафе Кемале Ататюрке, и Анкара в 1947 году сразу же установила дипломатические отношения с новым государством Пакистан. С той поры две страны традиционно помогают друг другу на международной арене и в военной сфере. Пакистан с 1974 года поддерживает турецкое присутствие на Северном Кипре. Турецко-пакистанская военная консультативная группа создана в 1988 году для обмена опытом в военном образовании и оборонной промышленности, а с 2003 года сотрудничество Анкары и Исламабада укрепляет организация "Высший военный диалог".

Турция и Пакистан регулярно проводят совместные военные учения. В последние годы Анкара стала вторым после Пекина поставщиком вооружений для пакистанской армии, и только в 2018 году Пакистан приобрел 30 турецких вертолетов T-129 на сумму 1,5 миллиарда долларов. Турция стремится быть посредником между Афганистаном и Пакистаном в конфликтной "зоне племен".

Подобные отношения закономерно проецируются на все страны в зоне влияния Турции, Азербайджан просто обречен на военное и военно-техническое сотрудничество с Пакистаном. Так, располагая значительными средствами, имея большой выбор современнейших истребителей на международном рынке, Баку заказал два десятка истребителей JF-17 пакистанского производства, явно не самых лучших в своем классе. В свою очередь Исламабад открыто поддержал наступательную операцию азербайджанской армии в Нагорном Карабахе.

Пакистанские специалисты готовы участвовать в разминировании территории Нагорного Карабаха, и все же Исламабад заинтересован прежде всего в экономической экспансии, с дальним прицелом на постсоветское пространство Центральной Азии. Пакистан вряд ли станет ввязываться в боевые на Южном Кавказе – военных конфликтов более чем достаточно на границах с Индией и Афганистаном. Территория и лояльность Азербайджана сами по себе создают благоприятные условия для расширения (через Каспий) турецко-пакистанского военного и экономического влияния.

Границы в Центральную Азию практически открыты – еще в 2009 году в Нахичевани провозглашен Тюркский совет в составе Азербайджана, Турции, Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана. В октябре 2020 года состоялись знаковые визиты министра обороны Турции Хулуси Акара в Казахстан и Узбекистан, где были подписаны соглашения о военном и военно-техническом сотрудничестве. Тогда казахстанская сторона оперативно опровергла вероятность появления "центральноазиатского НАТО".

Азербайджан является членом Движения неприсоединения (к военным блокам), объединяющего 120 государств мира, президент Ильхам Алиев до 2022 года председательствует в этой организации. И все же "приступ" военно-политической активности Анкары на фоне боевых действий в Карабахе позволяет предположить, что последует продолжение попыток Турции расширить свое влияние.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

116
Пожар в Гирканском национальном парке Азербайджана

В национальном парке Азербайджана четвертые сутки бушует пожар

86
(обновлено 20:48 18.01.2021)
Локальные очаги возгорания в труднодоступной горной местности не дают возможности полностью потушить пожар на приграничной с Ираном территории

ТБИЛИСИ, 18 янв — Sputnik. Пожар в Гирканском национальном парке Азербайджана бушует четвертые сутки.

Как сообщает Sputnik Азербайджан со ссылкой на министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС), локальные очаги возгорания не дают возможность полностью потушить пожар.

Напомним, что к тушению пожара на территории Астаринского района привлечен самолет-амфибия "БЕ-200ЧС". Ликвидацию огня в высокогорной и труднодоступной лесной местности затрудняет ветер, не стихающий на протяжении нескольких дней.

Для тушения пожара и предотвращения его распространения на место привлечены дополнительные силы МЧС, Южного регионального центра, Государственной службы пожарной охраны, войск гражданской обороны, Службы спасения особого риска, а также сотрудники местных учреждений министерства экологии и природных ресурсов

Известно, что горит участок на границе между Азербайджаном и Ираном. Причина возгорания до сих неизвестна.

86
Подготовка к весенним полевым работам

Ввод стандарта "Евро-5" на дизельное топливо в Грузии перенесли еще на год

11
(обновлено 19:31 21.01.2021)
В Уголовный кодекс Грузии добавилась новая статья, согласно которой при повторном факте поставок некачественного топлива виновный может получить лишение свободы на срок до трех лет

ТБИЛИСИ, 21 янв — Sputnik. Ввод стандарта "Евро-5" на дизельное топливо в Грузии, запланированный на 1 января 2021 года, согласно постановлению правительства, перенесли на 1 января 2022 года.

Задействование новых стандартов ранее было запланировано на 1 января 2020 года, однако по просьбе представителей бизнес-объединений вступление в силу новшества перенесли. На данном этапе Грузия импортирует дизельное топливо стандарта "Евро-4" и "Евро-5".

По информации министерства окружающей среды и сельского хозяйства, требования к качеству дизельного топлива постепенно улучшаются и в рамках установленных параметров с 2019 года соответствуют стандарту Евро-4, что предполагает небольшое содержание серы.

Основными загрязнителями атмосферного воздуха являются машины, и показатель качества топлива - один из важнейших параметров при оценке экологической ситуации, поэтому улучшение качества топлива будет способствовать сокращению загрязнения. Будет улучшен процесс горения в автомобилях, что обеспечит сокращение выброса диоксида азота и твердых частиц.

В прошлом году власти Грузии ужесточили контроль за качеством топлива. По инициативе парламентского комитета по охране окружающей среды, санкции ужесточили на импорт, производство и реализацию некачественного бензина или дизельного топлива в Грузии.

Пакет изменений предусматривает не только увеличение штрафов за нарушение норм качества автомобильного топлива, но и уголовную ответственность.

В соответствии с изменениями в Уголовный кодекс Грузии добавилась новая статья, согласно которой при повторном факте поставок некачественного топлива виновный, после административного взыскания, наказывается штрафом и исправительными работами сроком до двух лет или лишением свободы на срок до трех лет.

11
Теги:
Министерство охраны окружающей среды и сельского хозяйства Грузии, Грузия
Темы:
Экология в Грузии