"Саммит разочарований" для восточных друзей ЕС

© Public DomainЕС
ЕС - Sputnik Грузия
Подписаться
Очередной саммит "Восточного партнерства" (ВП), который должен пройти в Риге 21-22 мая, позволит увидеть реальную картину конкуренции России и ЕС на постсоветском пространстве, считает политэксперт Иннокентий Адясов.

ТБИЛИСИ, 20 мая — Sputnik. Очередной саммит "Восточного партнерства" (ВП), который должен пройти в Риге 21-22 мая, позволит увидеть реальную картину конкуренции России и ЕС на постсоветском пространстве. 

Кольцо друзей ЕС

Программа ВП была разработана Брюсселем специально для Армении, Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Молдавии и Украины еще в 2008 году. И хотя ее заявленная цель — формирование политической ассоциации между Евросоюзом и постсоветскими государствами, а также их постепенная экономическая интеграция (без формального членства в ЕС), понятно, что проект направлен прежде всего на снижение российского влияния на постсоветском пространстве. Понятно и то, что ЕС, несмотря на все последние разочарования и критику, будет продолжать проект ВП.

Москве рано или поздно придется взаимодействовать с Евросоюзом в вопросах членства Украины в двух ЗСТ одновременно (зона свободной торговли СНГ и такая же зона с ЕС) и доступа европейских товаров через территорию Украины и Молдавии на рынок ЕАЭС.

Формально ЕС заявляет о готовности  к диалогу с Россией — предполагается, что в декларации Рижского саммита будет подчеркнута важность трехсторонних консультаций ЕС — Украина — Россия относительно ЗСТ. Но что реально будет стоять за этой формулировкой?

Москве, безусловно, надо отслеживать все движения по формированию "кольца друзей ЕС" — активизацию контактов ЕС с этими странами, стимулирование реформ, отвечающих потребностям европейского бизнеса, — хотя бы для понимания  современных технологий продвижения  интересов на постсоветском  пространстве. И надо четко понимать, что конкуренция  России с ЕС на этом пространстве будет становиться все жестче.

От Вильнюса к Риге

Чтобы понять, в какой ситуации "Восточное партнерство" подходит к новому саммиту, стоит вспомнить итоги предыдущего, который прошел в ноябре 2013 года в Вильнюсе. 

Тогда Грузия и Молдавия парафировали соглашения об ассоциации с ЕС. Украина же в последний момент отказалась, что и стало формальным поводом для начала "Евромайдана".

Уже после  смены власти на Украине новые киевские власти подписали  соглашение об ассоциации с Евросоюзом, хотя новый президент Порошенко был вынужден просить Брюссель перенести запуск зоны свободной торговли с ЕС на 1 января 2016 года — из-за опасения обвального сокращения экспорта в Россию и вообще на рынки ЕАЭС.

Для Украины последствия заключения соглашения об ассоциации с ЕС пока носят катастрофический характер. 

За январь-апрель 2015 года экспорт украинских товаров в страны СНГ упал на 53%, или на 2,7 млрд долларов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И при этом Россия остается главным покупателем украинских товаров. На нее приходится 11,8% всего украинского экспорта.

Брюссель, действительно, отменил экспортные пошлины на товары с Украины, но при этом оставил в виде ограничений квоты и специфические требования собственных стандартов. Кроме того, рынок ЕС перенасыщен товарами, и поэтому там нет места экспорту из СНГ.

Пока Украина успешно продает в ЕС два вида продукции: початки кукурузы и чугунные чушки. Это товары с низкой добавленной стоимостью, и их экспорт не может дать большой прибыли для их производителей.

Нерадостна ситуация и с экспортом в страны ЕС из Молдавии: европейский рынок оказался практически полностью закрыт для молдавской продукции из-за действия нетарифных ограничений, прежде всего из-за требований сертификации. Как следствие, весь экспорт Молдавии в январе-марте 2015 года составил 488,2 млн долларов, что на 14,8% меньше аналогичного периода 2014 г. 

Как сообщили в Национальном бюро статистики Молдавии, экспорт в Евросоюз все же вырос аж на 0,3% — до 320 млн долларов. Но лукавство этой цифры состоит в том, что в экспорт  включены и товары, произведенные из сырья, поставленного из ЕС.

В страны СНГ поставки из-за российского эмбарго, наоборот, сократились на 42,4% — до 104,1 млн долл. Они составили 21,3% от всего экспорта Молдавии.

В Риге Киев и Кишинев собираются поставить вопрос об облегчении доступа их продукции  на рынок ЕС, но вряд ли Брюссель реально отроет свой рынок для продукции из стран ВП. Совсем не в том цель данного проекта. Понимая  все это, Киев уже идет на практически открытый шантаж Брюсселя: постоянный представитель Украины при Европейском союзе Константин Елисеев сообщил, что Украина может отказаться от подписания документа на саммите в Риге, если он будет "не амбициозным".

Визовый вопрос

Мечты "восточных партнеров" о свободном перемещении по странам ЕС тоже пока остаются мечтами. 

Действительно, и Киеву, и Кишиневу, и Минску, и Тбилиси в рамках ВП был обещан льготный визовый режим. Пока он предоставлен (хотя и с оговорками) только Молдавии. 

"Мы знаем, что Грузия и Украина выражали желание получить безвизовый режим на Рижском саммите, но, конечно, по срокам это было слишком амбициозной целью", — заявила на днях спикер Еврокомиссии Наташа Берто.

Для Тбилиси это заявление — как холодный душ, поскольку безвизовый режим с ЕС для Грузии более важен, чем торговые преференции.

Недовольна такой постановкой  вопроса и Украина. Киев пытается давить на ЕС в этом вопросе. В частности, эту тему настойчиво продвигал украинский президент Петр Порошенко на недавней встрече с председателем Евросовета Дональдом Туском. 

Впрочем, вряд ли призывы Порошенко и протекция Туска что-то смогут радикально изменить в позиции Брюсселя: ЕС боится неконтролируемого наплыва мигрантов из кризисной Украины и будет защищать свои границы от потока нежелательных гостей с востока.

Но ЕС может парафировать соглашение об облегчении визового режима с Минском. Белоруссия сейчас, судя по всему, начинает представлять особый интерес для ЕС, и Брюссель  не будет скупиться на обещания — как это было в случае с Киевом и Тбилиси. 

Война и энергоносители

Среди главных проблем, которые планируется обсудить в Риге — конфликт в Донбассе и поставки нефти из Баку. 

Киев явно хочет использовать площадку саммита для демонстрации поддержки ЕС своей позиции в конфликте с непризнанными ДНР и ЛНР.

Президент Порошенко уже успел заявить, что Украина "нуждается в большей координации действий в вопросах мирного урегулирования и выполнения минских договоренностей между Европейским союзом и США".

Возможно, Киев на саммите вновь попытается поставить вопрос о введении миротворцев ЕС в зону конфликта.

Но вряд ли Брюссель готов сейчас выйти из формата "минских соглашений" (в этом формате ЕС представлен Германией и Францией), и, скорее всего, вопрос о возможной миротворческой миссии будет переадресован в СБ ООН.

Ситуация с конфликтом в Донбассе показывает, что ЕС не может выработать механизмы  разрешения конфликтов на постсоветском пространстве — в этом вопросе неизбежно сотрудничество Брюсселя с Москвой.

Неизбежно в Риге будет обсуждаться  и вопрос энергетического сотрудничества Брюсселя со странами-членами ВП. В этой связи особое место будет отведено Азербайджану (с самого начала этот "восточный сосед" был несколько "притянут за уши" к Европе: у него нет границ ни с одной из европейских стран). Сейчас ЕС всячески хочет снизить свою зависимость от российского газа, и голубое топливо  из  Каспийского региона рассматривается как основная альтернатива поставкам "Газпрома".

Ставка делается на газопровод TANAP с основной ресурсной базой Шах-Дениз-2. 

Но вряд ли Баку, который  весьма успешно освоил все премудрости "дипломатии углеводородов", согласится брать на себя в Риге какие-либо конкретные обязательства.

У ЕС нет денег для "Восточного партнерства"

Так что, судя по всему, не зря рижская встреча "Восточного партнерства" заранее получила название "саммит разочарований". Более того, еще в момент запуска проекта ВП было понятно, что дорога партнеров не будет прямой. 

Власти Украины, Молдавии, Грузии при запуске проекта ВП не скрывали, что надеются получить от Брюсселя экономическую помощь и безвизовый режим. Они сразу взяли курс на решение своих системных экономических проблем за счет финансирования ЕС.

Брюссель же ставил перед собой другие задачи — максимально расширить влияние ЕС, и, как следствие, рынки сбыта для европейской продукции (в первую очередь за счет снижения влияния РФ), втянуть  постсоветские страны в гонку за "стандартами ЕС". Что-то подобное происходит в отношении Турции уже больше 50 лет.

Бюджет проекта первоначально был довольно скромным: с 2011 по 2014 год Брюссель потратил на ВП около 2 млрд евро. В Брюсселе уже шла речь о готовности увеличить финансирование в следующем бюджете Евросоюза на 2014-2020 годы, но конкретные суммы так и не названы.

Да и сроки не очень понятны на фоне новой волны долгового кризиса в Греции и стагнации экономики в целом в ЕС. 

В чем не стоит сомневаться, так это в том, что Брюссель в рамках ВП будет продолжать последовательную политику по расширению рынков сбыта своей продукции на территории стран-участниц проекта, с прицелом на российский рынок. 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

 


Лента новостей
0