Сможет ли "партия власти" в России перехватить у левых сил идею референдума ?

Подписаться
Первомай и День Победы, отмечаемый в России 9 мая – наиболее «патриотические» и «коммунистические» российские праздники. Именно в мае, в ходе празднично-оппозиционных мероприятий, левопатриотические силы обычно производят свой ежегодный «смотр», отрабатывают новые лозунги, выявляют настроения своих сторонников.

Первомай и День Победы, отмечаемый в России 9 мая – наиболее «патриотические» и «коммунистические» российские праздники. Именно в мае, в ходе празднично-оппозиционных мероприятий, левопатриотические силы обычно производят свой ежегодный «смотр», отрабатывают новые лозунги, выявляют настроения своих сторонников.

В нынешнем году у традиционных левых (это, прежде всего, Коммунистическая партия) появились серьезные конкуренты. Оказалось, что полевела вся российская «улица», и оснований для этого вполне достаточно.

В январе в России началась масштабная социальная реформа, переводящая значительную часть социальных обязательств государства в рыночную сферу. Услуги общественного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранение, образование в результате реформы будут оплачиваться не государством, как раньше, а самими потребителями. Государство станет помогать лишь тем, кто не в состоянии купить себе жизненно необходимое лекарство или билет на трамвай, то есть самым малообеспеченным и нетрудоспособным.

Эту реформу уже назвали «концом социализма в России». Несмотря на продолжающиеся четырнадцатый год рыночные преобразования, субсидируемая государством социальная сфера до сих пор позволяет практически каждому россиянину при желании пользоваться значительным объемом бесплатных социальных благ. Их размер настолько велик, что если «российский социализм» взять и отменить, то величина прожиточного минимума сразу же вырастет в 2 – 3 раза.

Мэр Москвы Юрий Лужков, который произвел эти расчеты, полагает, что федеральное правительство необоснованно форсирует расставание с социализмом. По его мнению, учитывая крайне низкие российские зарплаты (средняя составляет всего около 200 долларов), этот процесс было бы разумнее растянуть лет на пятнадцать – этого времени хватило бы, чтобы включить в цивилизованные рыночные отношения все население России без шока и издержек.

На первомайском митинге профсоюзов в Москве Лужков в пух и прах разнес правительство, которое сидит на нефтедолларах, как собака на сене, и одновременно пытается профинансировать социальную реформу, вытряхивая карманы граждан и потроша региональные бюджеты.

Любопытно, что московский мэр – один из наиболее активных членов пропрезидентской партии «Единая Россия», благодаря которой социальная реформа получила законодательное оформление. Критикуя правительство, Лужков «спасает» и свою партию, и социальную реформу. Ведь главное условие последней, то есть строго эквивалентное возмещение льгот деньгами, правительство выполняет далеко не всегда, и закрыть глаза на это – значит, во-первых, потерять доверие избирателей, а во-вторых, дискредитировать идею «расставания с социализмом».

Тем временем «традиционные» левые проводят свои подсчеты. 30 миллионов человек (одна пятая жителей России), пострадавших в ходе первого этапа социальной реформы – это цифра, которой оперируют коммунисты. Проигравших, полагают они, намного больше, чем выигравших, а в будущем, когда реформа распространится на образование и здравоохранение, кризис платежеспособности коснется всех, за исключением разве что богачей, составляющих не более пяти процентов населения.

Все предыдущие годы коммунисты, пользуясь своим влиянием в парламенте, старались «притормаживать» рыночные реформы. На этот раз, когда речь идет ни много, ни мало о «конце социализма», они намерены сказать реформам твердое «нет». Инициативная группа готовит вопросы для общероссийского референдума – на нем предлагается выяснить отношение россиян к таким ключевым проблемам, как приватизация крупных предприятий, собственности на недра и, конечно же, к социальной реформе.

Пока российские власти, включая «Единую Россию», против такого референдума. Центральная избирательная комиссия забраковала первоначальный вопросник коммунистов, сочтя его слишком длинным для одного бюллетеня. Однако отвергать идею с порога, как представляется, не стоит. Как ни парадоксально, это в интересах самой же социальной реформы.

Стоит лишь подумать, а потом и побороться за формулировки вопросов. Ведь одно дело, спросить избирателя, как это предлагают коммунисты: «Согласны ли вы с монетизацией натуральных льгот?». И совсем другое, задать почти тот же вопрос, но так, как его ставит единоросс Юрий Лужков: «Согласны ли вы, что монетизация натуральных льгот должна сопровождаться эквивалентными денежными возмещениями и соответствующим ростом доходов граждан?».

В первом случае на монетизации ставится крест, во втором она, возможно, получает одобрение граждан и облагораживается ивилизованными условиями.

Перехват у коммунистов идеи референдума по социальной политике – это самый сильный ход, который могут сделать российские власти, настаивающие на рыночном выборе в социальной сфере. Успешно проведенный референдум не просто легитимирует «конец социализма», но и повысит авторитет «Единой России» накануне очень важных президентских выборов 2008 года.

Однако для того чтобы решиться на такой шаг, «партии власти» нужны яркие, нестандартные политики. Пока среди таковых замечен только Юрий Лужков. –0–

Лента новостей
0