РОССИЯ : Российская экономика XXI века - экономика науки

4
(обновлено 16:48 15.05.2015)

«В российское общество пришло понимание, что экономика XXI века будет экономикой знаний, она будет напрямую связана с эксплуатацией интеллектуального капитала», - отметил главную мысль отечественной экономической программы российский министр образования и науки Андрей Фурсенко в беседе с журналистами.

То есть наука видится в сегодняшней России главной составляющей ее экономического роста. А главными практическими шагами в этом направлении являются повышение эффективности инновационных процессов и создание механизмов финансирования научно-инновационной сферы.

Само понятие «инновационная стратегия» подразумевает широкое использование высоких технологий, которые сегодня стали новым сегментом мирового рынка, важнейшим фактором научно-технического прогресса и главной составляющей военной мощи государства.

В этой связи логично заявление председателя правительства России Михаила Фрадкова, который на заседании кабинета министров в середине прошлого года призвал разработать долгосрочную единую инновационную  программу, рассчитанную до 2010-2015 гг. Только таким образом, по мнению Фрадкова, наряду с крупными инфраструктурными проектами, можно обеспечить заданный рост национальной экономики 7-8% в год.

Приоритетными же направлениями в развитии высокотехнологичного научно-технического сектора являются авиакосмическая промышленность, оборонная промышленность, атомная промышленность, фармацевтика и биотехнологии, а также информационные технологии.  Принимая во внимание тот факт, что в области информационных технологий, компьютерного программирования и авиакосмических разработок Россия сегодня находится в настоящих мировых лидерах, успех правительственной инновационной программы может быть вполне очевидным.

Наиболее примечательными в этой связи являются успехи российского метода создания компьютерного программного обеспечения. Причем, высокий потенциал российских специалистов позволяет как развивать информационно-управляющие системы внутри страны, так и приносить солидный доход от экспорта таких технологий.

И зарабатывать на таком экспорте Россия могла бы не меньше, чем за счет торговли  вооружениями. Примером может служить Индия, получающая ежегодно от экспорта программного обеспечения до 5 млрд. долл. Но эта страна имеет несравненно более низкие экономические показатели в соответствующих областях человеческой и технической инфраструктуры, чем Россия. По оценкам экспертов входящей в группу Всемирного банка Международной финансовой корпорации, при продуманной политике в области высоких информационных технологий и технологических услуг их экспорт из России мог бы вырасти от менее  200 млн. долл. в 2000 г. до 45 млрд. долл. к 2010 г.
Такую же двуединую задачу призвана решать и космическая программа страны.

В области ракетостроения Россия может предложить на внутренний и внешний рынки, в частности, модернизированную ракету-носитель «Союз-2». Эта ракета уже через два года будет использоваться по российско-европейской программе для запусков коммерческой полезной нагрузки с принадлежащего Европейскому космическому агентству экваториального космодрома Куру во французской Гвиане.

В целом, наращивание темпов производства носителей и их глубокая модернизация позволят увеличить число российских спутниковых систем. Например, это касается отечественной системы глобальной навигации «ГЛОНАСС» - аналога американской системы «Навстар». Мы рассчитываем, - заявил директор Федерального космического агентства Анатолий Перминов, - в течение десятилетия полностью обновить эту группировку и довести ее до 18-24 космических аппаратов.

Что касается перспектив пилотируемых полетов, то, несмотря на отсутствие сиюминутной материальной выгоды, программа в рамках международного сотрудничества могла бы мобилизовать отечественный научный потенциал и, в конечном итоге, послужить стимулом расширения производственных аэрокосмических мощностей.

Перспективы подобного начинания вполне реальны, если учесть грандиозные американские планы покорения Луны и Марса.
"Техническая возможность такого межпланетного полета есть, - заявил Перминов, - но одно государство выполнить самостоятельно такую широкомасштабную программу не сможет, просто не в силах".  Напомнив, что в России еще со времен СССР разрабатывается лунная программа, Перминов добавил: «На сегодня это существенные научные разработки. Я со всей ответственностью заявляю, что пока таких разработок, какие есть у России, не имеет ни одна страна в мире».

Но без должного уровня финансирования планы, какими бы перспективными они ни были, останутся, тем не менее, только планами. В этой связи Андрей Фурсенко заявляет, что в области создания эффективной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей трансфер научных результатов в российскую и мировую экономику, а также развития малого и среднего предпринимательства, основными мерами являются создание финансовых институтов, обеспечивающих непрерывность материального обеспечения бизнес-проектов через развитие технопарков, инновационно-технологических центров и бизнес-инкубаторов.

В России уже существует около 70 - 80 технопарков. Но, строго говоря, лишь 3, максимум 5 из них можно считать технопарками в полном смысле этого слова. К ним, например, можно отнести санкт-петербургский - на территории акционерного общества "Светлана" и в подмосковном Зеленограде - на базе Института электроники.
Определенное развитие за последние годы получила деятельность «бизнес-ангелов». То есть богатые люди, на условиях анонимности и участия в управлении, вкладывают свои деньги в перспективные проекты. Объем такого неафишируемого финансирования в России уже сейчас превышает в несколько раз суммарные капиталовложения венчурных фондов.

Важным принципом инновационной политики является не столько «поддержка сильных», сколько «поддержка перспективных».  По итогам визита Президента России 11 января 2005 года в Новосибирск приняты важные решения о развитии инновационных технологий, и в первую очередь индустрии компьютерных программных продуктов с использованием механизмов создания и функционирования современных технопарков и инновационных технологических зон с учетом мирового опыта, разработке комплекса первоочередных мер по участию государства в создании материально-технической базы и инфраструктурной поддержки, необходимой для работы высокотехнологичных малых и средних предприятий и других структур, обеспечивающих формирование центров развития высоких технологий, имеющих общенациональное значение.

В этих зонах, в частности, создаваемой в г. Новосибирске будет обеспечен особый административный и налоговый режим, особые таможенные условия и механизмы долевого финансирования программ, реализуемых в технопарках и инновационных технологических зонах, обеспечивающих создание научно-производственного комплекса, нацеленного на экспорт высокотехнологичной продукции и разработок. В них будет создана система высокооплачиваемых и престижных рабочих мест, ориентированных в значительной степени на молодежь.

Подчинение приоритетных направлений в области высоких технологий  единой инновационной стратегии позволит российскому государству не только сохранить лидерство в уже признанных направлениях, но и существенно расширить спектр выпускаемой конкурентоспособной наукоемкой продукции.-0-

 

4
Загрузка...