РОССИЯ : Россия - лидер мирового ракетно-космического бума

1
(обновлено 16:47 15.05.2015)

Подводя итоги 2004 г., руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов отметил, что «по данным международных аналитиков, в минувшем году на долю России пришлось 42,6% от всех осуществленных в мире в 2004 году запусков ракет-носителей». Поэтому вполне логично, что начало этого года ознаменовалось соглашением между "Роскосмосом" и Европейским космическим агентством о совместных разработках новых космических транспортных систем.

Какими бы грандиозными ни казались планы государств в области космоса, в конечном итоге все сводится к одному: как, точнее, на чем покинуть  космонавтам  Землю или вывести за ее пределы полезный груз. Сегодня, когда мировая космонавтика в долгосрочном плане все больше ориентируется на длительные межпланетные полеты, а текущая, т. е. преимущественно коммерческая, деятельность зависит на сто процентов от ракет-носителей по определению, разработка новых средств выведения становится приоритетной задачей.

Это мы и наблюдаем – настоящий мировой ракетно-космический бум, причем Россия оказалась на самом его гребне. В США в начале года Джордж Буш отдал распоряжение министру обороны и главе НАСА о концептуальной разработке новых тяжелых ракет-носителей для освоения космоса. В Японии 12 января осуществлено успешное испытание усовершенствованного разгонного блока для ракеты «Эйч-2А». Европейское космическое агентство (ЕКА), куда входят 17 стран, форсируют работы по модернизации парка семейства «Ариан» и ежегодно наращивают ассигнования на разработку новых носителей, причем, как уже сказано,  теперь основным партнером европейцев в этой программе будет Россия.

И не случайно. Еще СССР отдавал предпочтение средствам выведения  - и часто за счет других направлений, например, разработки спутниковых систем.

В результате, несмотря на провальные с точки зрения финансирования отрасли 90-е годы, да и не такое уж сытое начало нового века, мощностей и высоких качественных показателей отечественного ракетостроения хватило, чтобы при более благоприятных двух последних годах вновь вывести Россию на первое место в мире по числу запусков.

По словам Перминова, после российских 46,2% вторую позицию с 29,6% занимают США, на третьем месте европейцы (ЕКА) – 5,6%. Но это не вся приятная для Москвы статистика. Наиболее востребованной в мире ракетой остается российский «Союз», - на его долю пришлось 40% запусков. 35% стабильно сохраняет тяжелый носитель «Протон».

Кроме того, независимая американская консалтинговая компания Futron Corp. на основе проведенного в конце прошлого года  исследования рынка пусковых услуг признала  «Протон» самой надежной ракетой в мире.

По словам официального представителя космического Центра им. Хруничева, «российский «Протон» признан опрашиваемыми самой надежной и технологичной ракетой в мире, а в итоговом рейтинге этот носитель стал вторым, уступив первое место лишь американскому «Атласу»». Среди респондентов были руководители крупнейших мировых операторов спутниковых систем связи и компаний – изготовителей спутников, на долю которых суммарно приходится более половины запущенных с 2000 года коммерческих космических аппаратов.

Таким образом, европейцам не изменила логика в выборе партнера для совместных работ. В частности, в рамках подписанного 19 января соглашения между Роскосмосом и ЕКА предстоят совместные работы в области  многоразовых криогенных двигателей, ракетных ступеней многоразового использования, а также аппаратов для многоразовых транспортных космических систем. 

На последние как Россия, так и Соединенные Штаты возлагают основные надежды, говоря о будущих программах исследования околоземного пространства и дальнего космоса.
В этой связи Россия, принимая во внимание определенный технический опыт совместных действий по программам «Спейс Шаттл – орбитальный комплекс «Мир» и Международной космической станции, подтвердила в начале февраля  предложение США унифицировать системы перспективных космических кораблей.   

«Мы предложили сделать российский перспективный космический корабль «Клипер» и американский исследовательский пилотируемый корабль полностью совместимыми и взаимозаменяемыми на всех основных этапах космических полетов», - отметил Анатолий Перминов. По его мнению, «российский и американский корабли могли бы стыковаться друг с другом для перехода экипажа, осуществлять взаимную дозаправку топливом, а также при необходимости обеспечивать спасение терпящего бедствие корабля другой страны».

Хочется верить, что совпадение интересов в области транспортных систем позволит обеим странам не только моделировать дальние совместные экспедиции, но и успешно работать по уже существующим общим исследовательским программам.  –0-

1
Загрузка...