РОССИЯ : Портрет русского скинхеда

Подписаться
Крепкий парень с бритой наголо головой, весь в черном, обутый в тяжелые ботинки а ля «Доктор Мартинс», перепоясанный железной цепью и демонстрирующий на рукаве короткой куртки-«бомбера» нашивку в виде цифры «88». Две восьмые буквы немецкого алфавита «НН» обозначают в данном случае «Хайль Гитлер». Одни хотят ему подражать, другие – ненавидят.

Крепкий парень с бритой наголо головой, весь в черном, обутый в тяжелые ботинки а ля «Доктор Мартинс», перепоясанный железной цепью и демонстрирующий на рукаве короткой куртки-«бомбера» нашивку в виде цифры «88». Две восьмые буквы немецкого алфавита «НН» обозначают в данном случае «Хайль Гитлер».  Одни хотят ему подражать, другие – ненавидят.

Скинхеды – часть молодежной субкультуры в России. Как подсчитали социологи, на просторах России расплодилось сегодня примерно 55 тысяч бритоголовых юнцов, считающих себя членами этой разновидности неонацистского движения. Это слишком много, если учесть, что во всем мире скинхедов наберется, пожалуй, тысяч 70-80. И это слишком опасно для страны, чья молодая демократия еще не окрепла и только учится себя защищать.

Стараниями скинхедов криминальные сводки российских городов стали приобретать, так сказать, международный характер. В Москве, в центральном прогулочном районе Арбат, бритоголовыми жестоко избита беременная гражданка Индии – у нее случился выкидыш. В московских Филях банда «Русская цель» напала на Уильяма Джефферсона, темнокожего охранника посольства США. Морскому пехотинцу пришлось приходить в себя в больнице. Такая же участь постигла более крупную фигуру – генсека Социалистической партии Великобритании Питера Таффа.

В том, что это именно фашизм, а не банальная подростковая преступность, сомнений у отечественных социологов мало.

Идеологическим промыванием молодежных мозгов в России пытается заниматься специализированная скин-пресса: журналы вроде «Под ноль», «Белое сопротивление», «Я – белый», «Стоп» и «Streetfighter», известный международный расистский листок, аккуратно переведенный на русский. Пропаганда ксенофобии ведется там с элегантной гибкостью, в маске патриотизма, чтобы не дать правоохранительным органам повода закрыть издание.

На неонацистской молодежной стихии паразитирует немало праворадикальных политических партий России. «Русский национальный союз», «Национально-державная партия», «Партия свободы» и прочие националистические организации рассматривают армию скинхедов как свой резерв. В свою очередь бритоголовые отстаивают собственную самостоятельность, объединяясь в крупные ячейки вроде петербургского «Русского кулака» (около 400 боевиков) или нижегородского «Севера» (свыше 300).

Российских братьев по вере не устают опекать и наставлять ветераны зарубежных неофашистских группировок. Так, из США в Россию регулярно наезжают инструкторы Ку-клукс-клана, из Германии – теоретики из запрещенных там «Молодежи викингов» и «Стального шлема». По данным Московского бюро по правам человека, западным менторам удалось наладить канал заброски в Россию неонацистской литературы, аудиокассет и обмундирования через ультраправые организации Латвии и Эстонии.

Результатом этого мощного извержения активности русских скинхедов стал мрачный парадокс. Накануне празднования 60-летия победы во Второй мировой войне Россия, сыгравшая в достижении этой победы первостепенную роль, вдруг осознала, что тоже заражена спорами фашизма. Рядом с ветераном войны, чья грудь украшена боевыми орденами, оказался бритоголовый юнец с нашивкой на куртке «WP» - «Власть белых».

Контраст этих реалий настолько поразил Владимира Путина, что в своей недавней речи на траурном юбилее концлагеря Освенцим президент покаялся: он ощущает стыд за такой зигзаг новейшей российской истории.

Между тем еще в 1992 году столь горьких чувств никто не испытывал. Скинхеды воспринимались тогда как редкие, экзотические особи: в Москве их было с десяток, в Санкт – Петербурге – от силы человек пять.

Что же произошло в России за последних 13 лет, когда скинхеды размножились со скоростью саранчи? Многое. То, что принято именовать сегодня общим понятием рыночная революция. Мгновенная смена централизованной экономики на первоначально дикий, но все-таки рынок вызвала серьезный экономический спад, превративший миллионы людей в безработных. Родители, озабоченные единственной проблемой – как выжить, отстранились от воспитания детей. Домашняя неустроенность выбросила на улицы 4 млн детей и подростков-беспризорников, всего на треть меньше, чем их было в Советском Союзе после гражданской войны 1918-21 годов.

Улицы России оказались заполнены «детьми реформ» - смятенным, психологически сбитым с толку, необразованным поколением юнцов, открытых для любого примитивного зова к насилию. Повсюду возникали молодежные банды, где подростков склеивала в единое целое одна незамысловатая идея – неприязнь к «чужакам», пусть из соседнего подъезда. А тем более к чужакам с другим разрезом глаз и цветом кожи.

На эти настроения наслаивалась попытка новых либеральных просветителей по сути реабилитировать фашизм. Из школьных учебников вымарывали тему великой победы, одержанной Красной Армией, поскольку эта победа, мол, привела к «порабощению Советами Восточной Европы» и «замедлила экономический прогресс самой России».

Если бы Красная Армия потерпела тогда поражение, россияне стали бы распивать чудное баварское пиво на несколько десятилетий раньше, поучали школьников адвокаты такой теории. На уличных книжных развалах красовались дешевые издания «Майн кампф» Гитлера и «Доктрины фашизма» Муссолини, тогда как антифашистскую литературу было не сыскать днем с огнем: она казалась чересчур "левой".

Как отмечает известный социолог, специализирующийся на молодежных проблемах, исследователь движения русских скинхедов Александр Тарасов, «поскольку учебники являются одним из основных источников информации у школьников.., часть подростков пришла к выводу, что «Гитлер лучше Сталина» и  что «Гитлер был прав».

Так зародился, насосался энергии и принял крайне тревожные масштабы феномен русских скинхедов. Во многом его питательной средой стали антикавказские настроения, порожденные десятилетием разгула чеченской преступности в российских городах и войной в Чечне.

Вместе с тем нарастало и осознание властями новой, казалось бы, немыслимой для России угрозы. Наверху стало ясно: межнациональная ненависть и идеология «белого превосходства», носителями которой выступают, в частности, скинхеды, могут резко осложнить создание в России гражданского общества, защищающего права человека. Власть объявила скинхедам войну.

Летом 2002 года Госдума приняла Закон о противодействии экстремистской деятельности. Прокуратура и милиция получили инструмент для преследования бритоголовых, если они берутся за ножи и железные прутья. В 2004 году против ксенофобов разного сорта, включая скинхедов, в России было заведено 60 уголовных дел, более десятка боевиков попали за решетку. В национальный милицейский компьютер занесены 457 лидеров и активистов молодежных группировок скинхедов, за которыми установлено наблюдение. Министерство печати закрыло 12 расистских газет, большинство  которых, правда, тут же снова вынырнули на поверхность под другими названиями.

Тем временем парни в черном с нашивками «88» появляются не только в крупных городах, как раньше, но и в российской глубинке. Социологи пророчат «вторую волну» бритоголовой угрозы. Поставить ей заслон российские правозащитники призывают все ветви власти, в конечном счете все общество. Есть надежда, что предстоящие празднования 60-летия победы над Гитлером может сделать юному поколению россиян особенно полезную прививку против этой эпидемии.

 

 

Лента новостей
0