Визит президента России Владимира Путина в Бразилию как бы замкнул недостающее звено в отношениях внутри четверки государств, которых уже более года привычно именуют «мировыми экономическими лидерами завтрашнего дня». Имеются в виду Китай, Индия, Бразилия и Россия.
Этот почетный титул им был вручен в прошлогоднем отчете компании «Голдман и Сакс» - и прочно вошел в обиход экономистов, политологов, вообще стратегов, пытающихся представить себе расстановку сил на международной арене в ближайшие десятилетия.
Действительно, речь идет о четырех больших странах, которые всегда обладали громадным потенциалом – будь то природные или интеллектуальные ресурсы, или просто большое население, а сейчас начали, наконец, удивлять мир довольно устойчивым экономическим ростом, рекордным для столь больших государств.
Из этой четверки Китай – бесспорный лидер, который практически наверняка обгонит по объему производимого валового национального продукта нынешнего мирового лидера – США. Индия к тому времени, если нынешние тенденции сохранятся, практически должна сравняться с Америкой. А вот с Бразилией и Россией все не столь ясно. Россия начала свой бурный рост около 4-5 лет назад, а Бразилия еще позже. Пока что они отстают от первой двойки и стоят в мировой табели о рангах рядом. Бразилия по объему ВНП – 15-я экономика мира (493 миллиарда долларов в год), Россия – 16-я (450 миллиардов).
Для любителей эффектных геополитических схем очевидной кажется мысль: четыре претендента на более почетные места в нашем мире должны стремиться объединить усилия, чтобы боевым строем продолжать шествие к лидерству. Но не всякая схема выдерживает испытание реальностью.
Так, все более тесное сотрудничество России с Китаем и России с Индией – факт, но сближение Китая с Индией только начинается, и говорить о какой-то сознательной стратегии «завтрашних лидеров» для совместного прорыва пока рано. В лучшем случае идет поиск тех сфер, где трое могли бы действовать вместе.
С другой стороны, Бразилия в лице ее президента Луиша Инасью Лула да Силвы в июне прошлого года создала «группу трех» в лице самой Бразилии, Индии и еще ЮАР. После чего президент предложил, во время своего визита в Китай в мае уже этого года, организовать «группу пяти», подключив к уже существующей тройке Россию и Китай.
Интересно, однако, что все инициативы бразильского лидера крутятся вокруг общих действий в экономике, мировой торговле, более справедливых условий последней. Президент, с его классическим менталитетом лидера третьего мира, борющегося с засильем неоколониализма, по сути ведет речь лишь о лоббистской структуре, способной бороться с торговым протекционизмом «обороняющихся старых лидеров» мировой экономики. Не более того.
Между тем, Россию с Индией и Китаем объединяет не намерение бороться со странами типа США или Японии на уничтожение последних, а скорее желание интегрировать свои экономики на выгодных условиях с американской, японской и так далее. А это совсем другая игра, с другими правилами. В этой игре можно и нужно отстаивать свою точку зрения на происходящее в мире (а она у Москвы, Пекина и Дели в самом деле практически одна), но нельзя работать на ослабление «противника». Потому что кризис в США приведет к замедлению развития того же Китая и других, которые растут во многом благодаря экспорту в Америку и Европу.
Москва, как и Пекин, пока ничего не ответили на инициативу Бразилии. Они осторожничают и хотят лучше понять, что она означает. Понятно, что это немаловажная часть визита Путина. Надо посмотреть, чем конкретно может заниматься предложенная «пятерка». Первый добрый жест в сторону Бразилии Путин уже сделал, заявив в интервью бразильским газетам «Фолья де Сан-Пууло» и «О Глобо», что «оценка международных процессов, наши подходы к строительству современных и демократических международных отношений с Бразилией в значительной степени совпадают».
Это первый в истории визит лидера России (будь то царь, генеральный секретарь или президент) в крупнейшую страну Латинской Америки. Торговля двух стран измеряется цифрой в 2 с лишним миллиарда долларов, и изобилует странностями, типа преобладания в российском экспорте лишь одной статьи – минеральных удобрений.
Но измениться здесь может многое, поскольку есть возможность развивать связи с Бразилией в ключевой области высоких технологий. Известно, что Москва видит свое будущее не в экспорте нефти, преобладающем сейчас, а в наукоемких отраслях. Заметим, что и с Китаем и Индией Россия год за годом, с трудностями и потерями старается ставить на первое место именно это направление.
Бразилии интересна Россия как страна – мировой лидер в космической отрасли, малой атомной энергетики и иных наукоемких отраслей.
Для России, в частности, большой интерес представляет совместная эксплуатация космодрома в Alcantara. Благодаря широкому диапазону азимутов пусков из Alcantara можно выводить спутники и на орбиты с большими наклонениями, в том числе на приполярные без пролета ракеты-носителя над густонаселенными районами. Очень интересны перспективы подготовки бразильских специалистов-ракетчиков в России, которая имеет лучшую в мире школу по жидкостным ракетным двигателям. И это только один пример.
Опыт Москвы по развитию отношений со странами Азии и Европы показывает, что технологические сферы требуют многолетнего внимания со стороны правительственных структур, именно в этой отрасли развитие полноценных связей означает долгий труд и большие затраты.
Но если всерьез говорить об экономическом лидерстве «четырех», сегодняшнем или завтрашнем, то именно наукоемкие отрасли могут создать для этого наилучший фундамент. –0-