РОССИЯ : Сокращение инфляции в России панацея от всех проблем?

9
(обновлено 16:47 15.05.2015)

Сдерживание инфляции – одно из направлений современной кредитно-денежной политики России. Но служит ли сокращение инфляции стимулом экономического роста?

Недавно официально были озвучены цифры, вызвавшие краткосрочную публичную активность чиновников: инфляция в 2004 г. в России, вероятнее всего, превысит запланированный уровень в 10% и составит, по разным официальным данным, 10,5-11,5%.

Представители Минфина, Минэкономразвития и Центробанка поспешили высказаться о причинах «невыполнения плана» на 2004 г. Вице-премьер Александр Жуков заявил, что инфляция возросла из-за высоких цен на нефть и огромного положительного внешнеторговогшо баланса, что обуславливает большой приток валюты в страну.

Становится все более очевидно, что российские монетарные власти придают большое значение сдерживанию инфляции. Подобная установка властей на борьбу с инфляцией в принципе объяснима. С социальной точки зрения проблема повышения инфляции в России все еще актуальна, поскольку у многих до сих пор свежи воспоминания о начале 1990-х годов. По словам министра финансов РФ Алексея Кудрина, сокращение инфляции является одним из способов снижения бедности в стране.

«В условиях роста инфляции прирост доходов бедных за счет любых источников поддержки будет только догонять инфляцию, как правило, отставать от нее», - пояснил он, добавив, что люди в этом  случае будут становиться беднее.
Большинство россиян сейчас волнуют социальные изменения, проводимые правительством. Пенсионная реформа, и монетизация льгот неоднозначны, и их экономический и социальный эффекты пока не ясны. Вероятно, на этом фоне власти не хотят допустить еще и роста инфляции, который может стать дополнительным фактором беспокойства для населения.

 Центральный банк РФ недавно представил проект «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 г.». И в нем вновь заявил, что «снижение инфляции до запланированного уровня является главной целью денежно-кредитной политики». ЦБ предполагает, что в 2005 г. инфляция сократится до 6,5-8,5%, в 2006-м - до 5,5-7,5% а в 2007 г. - до 4-6%. Банк сообщает, что низкая инфляция является основой для обеспечения устойчивости рубля, формирования позитивных ожиданий экономических агентов, снижения рисков и прочее.

Это, разумеется, верно, но, для развития экономики явно не достаточно. Чтобы в ближайшее десятилетие в России достичь высоких темпов экономического роста, не говоря уже об удвоении ВВП – задача, поставленная президентом страны, необходимы устойчивый финансовый рынок и стабильная банковская система, а также наличие источников долгосрочного кредитования и финансирования. А этим аспектам в «проекте» уделяется немного внимания.

Кроме того, по законам экономической теории, сдерживание инфляции не слишком способствует увеличению темпов экономического роста. Неизбежным следствием снижения темпа прироста денежной массы выступает падение уровня производства и занятости. И, наоборот, для стимулирования экономического роста некоторый избыток денежной массы в стране (не гиперинфляция, естественно) может послужить благоприятным фактором, т.к. у предприятий появляется больше возможностей вкладывать средства в обновление основных фондов. Каков должен быть в этом случае оптимальный уровень инфляции – вопрос непростой, эксперты называют цифры от 15 до 20%.

Проблема инфляции также тесно связана с дискуссией вокруг путей использования средств стабилизационного фонда. Создав Стабилизационный фонд, Правительство частично решило проблему сдерживания инфляции через накопление в фонде излишней денежной массы. И когда речь заходит о том, чтобы направить часть средств в экономику, монетарные власти заявляют, что это неизбежно приведет к росту инфляции.

Здесь, однако, важно сделать оговорку. Если просто раздать деньги населению, это действительно повысит инфляционные риски. Если же принять решение об инвестировании этих средств в реальный сектор, можно разработать неинфляционные механизмы стимулирования производства, и тогда средства Стабфонда смогут работать на расширение внутреннего рынка товаров без риска повышения инфляции.

Многие эксперты говорят о том, что стерилизационный  эффект от изъятий  средств  в  бюджет и, в частности, в Стабфонд, является избыточным. По мнению главного экономиста компании «Тройка Диалог» Евгения Гавриленкова, функцию стерилизации избыточного денежного предложения могут выполнять, помимо Стабфонда, и другие инструменты, в частности, финансовые рынки в случае более активного их развития. Финансовые рынки могли бы абсорбировать избыточную денежную массу и снизить ценовое давление на товарные рынки.

По словам зампредседателя ЦБ РФ Алексея Улюкаева, всплеск локальных факторов, вызвавших повышение инфляции в текущем году, заканчивается, и фундаментальные факторы будут влиять в сторону снижения инфляции. Эксперты менее оптимистичны и говорят, что в 2005 г. инфляция, вероятнее всего, продолжит расти. В результате перехода от натуральных льгот к денежным компенсациям в 2005 г. на руках у населения окажется сумма в 171 млрд. руб., что создаст дополнительные инфляционные риски.

Кроме того, предполагаемое увеличение тарифов на газ и высокие цены на нефть, которые могут привести к росту цен на нефтепродукты внутри России, не будут способствовать снижению инфляции. Главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова высказала прогноз, что в 2005 году инфляция еще более ускорится и может составить по итогам следующего года 13%. 

Кроме того, помимо сдерживания инфляции в определенных границах, монетарные власти стремятся также не допустить чрезмерного укрепления рубля на фоне сверхвысоких цен на нефть. Хотя многие эксперты  рецептом удержания роста цен называют как раз рост номинального курса рубля. Иначе говоря, монетарные власти пытаются решить одновременно две противоположные задачи. При этом задача стимулирования экономического роста, похоже,  отходит на второй план.

В конечном итоге, успехи по удвоению ВВП и снижению бедности в России в первую очередь зависят от развития конкурентоспособной экономики. А сдерживание инфляции – это лишь часть макроэкономической политики, которая должна проводиться при глубокой координации с другими частями.-0-

9
Загрузка...