РОССИЯ : Перспективы нефтяной отрасли России

Подписаться
В последнее время новости о ситуации в нефтяном секторе России ограничиваются периодически появляющимися сводками о двух-трех крупнейших нефтяных компаниях. «Дело ЮКОСа» постоянно находится на первом плане и затмевает собой все остальное. Однако в российской нефтяной отрасли наблюдаются и другие тенденции, влияющие на экономику страны.

В последнее время новости о ситуации в нефтяном секторе России ограничиваются периодически появляющимися сводками о двух-трех крупнейших нефтяных компаниях. «Дело ЮКОСа» постоянно находится на первом плане и затмевает собой все остальное. Однако в российской нефтяной отрасли наблюдаются и другие тенденции, влияющие на экономику страны.

Нефтяная отрасль является наиболее доходной в России и интенсивно развивается. В этом году добыча ожидается на уровне более 450 млн. тонн. В том, что касается прогнозов темпов роста добычи нефти, представители российского бизнеса традиционно более оптимистичны в оценках, чем чиновники и научная общественность. Начальник управления инвестиционного анализа и отношений с инвесторами НК «ЛУКОЙЛ» Андрей Гайдамака считает, что рост добычи в России в ближайшее время будет продолжаться  спокойными темпами – на уровне 4-5% в год. Тогда как, по мнению президента института энергетической политики Владимира Милова, темпы прироста добычи нефти в России могут снизиться до 1-2% в год. 

Потенциал роста добычи и экспорта нефти в России зависит от роста капиталовложений, внедрения новых технологий, крупных системных решений по созданию новых нефтепроводов и развития добычи в Восточной Сибири. По словам директора Департамента макроэкономического прогнозирования Министерства экономического развития и торговли Андрея Клепача, если инфраструктура и новые месторождения не будут развиваться, к 2010 году добыча составит максимум 500 млн. тонн. Если же проблемы инфраструктуры начнут решаться, правительство примет решение о строительстве новых нефтепроводов, в том числе на Находку или Мурманск, и мощности Балтийской транспортной системы будут увеличены, Россия сможет добывать 530-550 млн тонн нефти в год.

Консервативность прогнозов основывается на двух проблемах. Во-первых, это нехватка транспортных мощностей, которая вынуждает многие нефтяные компании откладывать вложение капиталов в добычу нефти. Большие объемы экспорта идут по железной дороге и морским путем, при этом транспортировка нефти по нефтепроводам в 2-3 раза дешевле, чем железнодорожным путем или морем. У компании «ЛУКОЙЛ» транспорт  составляет  вторую по величине расходную статью в балансе после налогов. По мнению А.Гайдамаки, российская  трубопроводная система  не  в  полной  мере  справляется  с  экспортными  потребностями российских нефтяных компаний.

По словам А. Клепача, предложения по строительству нефтепроводов содержатся в среднесрочной программе, разработанной Минпромэнерго, которая представлена в Минэкономразвития и скоро будет внесена в правительство. В то же время строительство новых транспортных мощностей должно быть обеспечено соответствующей ресурсной базой, т.е. уже существующими экономически эффективными запасами нефти. А наличие этой базы вызывает сомнения, поскольку темпы роста добычи нефти начинают отставать от темпов роста экспорта. В дальнейшем все сложнее будет обеспечить рост и добычи и экспорта за счет запасов Западной Сибири.

Вторая проблема - это нестабильность налоговой системы и отсутствие единства в правительстве по вопросу совершенствования налогообложения нефтяного сектора. В соответствии с существующей налоговой системой, когда цена на нефть превышает уровень 25 долл. за баррель, до 90% всей дополнительной выручки нефтяных компаний уходит на уплату налогов. Даже представители МЭРТ говорят, что это ставит под вопрос разработку концернами новых месторождений и структурных капиталоемких проектов.

Представители бизнеса отдают должное государству, которое научилось собирать налоги, однако отмечают, что нагрузка на нефтяной сектор настолько высока, что начинает влиять на принятие инвестиционных решений. По словам Андрея Гайдамаки из «ЛУКОЙЛа», за последние 3 года цены на нефть выросли в 2 раза, а объемы налоговых платежей «ЛУКОЙЛа» выросли больше, чем в 2 раза. Получается, что при росте мировой цены на нефть все увеличение доходов нефтяных компаний уходит в бюджет. По данным начальника аналитического управления НК «ЮКОС» Галины Антоновой, с введением новых налоговых правил с 2005 г. на уплату налогов будет уходить даже больше средств, чем нефтяники смогут выручить за проданную нефть.

Налоговая нагрузка на нефтяную отрасль на сегодняшний день приблизилась к предельной. На этом сходятся и представители компаний, и чиновники, что ставит вопрос о необходимости пересмотра налогообложения нефтяной отрасли. Проблема только в том, каким образом изменить налоговую нагрузку. В настоящее время самую существенную часть налоговых выплат экспортеров нефти составляют экспортная пошлина и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), привязанный к мировым ценам на нефть. Недостаток их состоит в том, что в случае снижения мировых нефтяных цен эти налоги могут больно ударить по российскому производству. Кроме того, обложение налогами добычи не стимулирует разработку новых месторождений. По мнению главы Экспертного управления президента РФ Аркадия Дворковича, вследствие привязки НДПИ к мировым ценам продолжают дорожать нефтепродукты на внутреннем рынке. Большинства экспертов считает, что налогами должна облагаться прибыль компаний, а не добыча полезных ископаемых.

В последнее время активно обсуждается возможность реформирования именно этих налогов. Минэкономразвития заявляет, что НДПИ должен сохраняться, надо только найти разумные подходы к его дифференциации. Предлагается, в частности, снижение НДПИ для новых и истощающихся месторождений при откреплении его ставки от мировых цен на нефть. Однако это требует серьезной проработки, поскольку непродуманное упрощение налоговой системы может привести к ущемлению интересов одних участников процесса за счет других. Также звучат предложения об отмене экспортных пошлин на нефть и компенсации выпадающих доходов бюджета дополнительными налогами на прибыль нефтяников.

В то же время важнее всего, чтобы законодательство было стабильным. Только в этом случае компании смогут планировать свою деятельность на несколько лет вперед. А развитие нефтяного сектора и повышение его инвестиционной привлекательности очень важно с точки зрения интересов самого государства, поскольку изъятия из нефтяного сектора составляют большую часть федерального бюджета и формируемого стабилизационного фонда.-0-

Лента новостей
0