Мост царицы Тамары

В центре Тбилиси отремонтируют мост

467
(обновлено 16:59 18.04.2018)
Власти Тбилиси готовы потратить более 20 тысяч долларов на инженерно-геологическое исследование моста имени царицы Тамары

ТБИЛИСИ, 18 апр — Sputnik. Мэрия Тбилиси объявила тендер на проведение инженерно-геологического исследования моста имени царицы Тамары в центре столицы с целью последующего проведения ремонтных работ, сообщает телеканал Imedi.

На исследование столичные власти намерены потратить 50 тысяч лари (более 20,5 тысячи долларов). На проезжей части моста наблюдаются трещины. Повреждены и тротуары.

Мост имени царицы Тамары связывает проспект Агмашенебели (район Дидубе-Чугурети) с площадью Героев (район Ваке-Сабуртало). Строительство моста началось в 1931 году, а открыли его в 1935-м.

Тогда мост называли мостом Челюскинцев. С 1989 года мост носит имя царицы Тамары. Архитектором является Николай Северов.

467
Теги:
Мэрия Тбилиси, Тбилиси, Грузия
Темы:
Преобразование Тбилиси (328)

Каха Каладзе осматривает новые автобусы на польском заводе компании MAN

Транспорт в Тбилиси подорожает? Ответ Каладзе

1352
(обновлено 17:04 28.05.2020)
Из-за пандемии коронавируса во всех автобусах Тбилиси будут открыты окна, использование кондиционеров запрещено

ТБИЛИСИ, 28 мая — Sputnik. Речи о подорожании проезда в общественном транспорте не было и нет, заявил журналистам мэр Тбилиси Каха Каладзе.

Европейский банк поможет обновлению метро в Тбилиси>>

Все виды муниципального транспорта, в том числе и метро и автобусы, возобновят работу в Грузии с 29 мая. На сегодняшний день проезд в тбилисских автобусах и метро стоит 50 тетри, а в желтых микроавтобусах - 80 тетри.

"Речи о подорожании проезда не было и нет. Автобусы до начала работы и после ее завершения каждый день будут обработаны дезинфицирующими средствами. Мы будем соблюдать все требования специалистов. И в метро, автобусы и микроавтобусы обязательно нужно подниматься в масках", - заявил Каладзе.

Согласно рекомендациям, во всех автобусах Тбилиси будут открыты окна. С целью предотвращения распространения коронавируса в автобусах запрещено использование кондиционеров.

Без масок пассажиры не будут допущены в автобусы. В метро данный процесс будет контролировать полиция, в автобусах – кондукторы службы мониторинга, а на остановках – контролеры.

Для предотвращения распространения коронавируса с 21 марта в Грузии было введено чрезвычайное положение. С 31 марта установлен комендантский час, а также остановлен общественный транспорт, включая метро. 18 марта по Тбилиси перестали ездить маршрутные такси.

1352
Теги:
Новые автобусы, Тбилиси
Горельеф режиссера Котэ Марджанишвили на станции метрополитена

ни разу в жизни не изменил и не изменю" - история однолюба Котэ Марджанишвили

137
(обновлено 16:51 28.05.2020)
Сегодня со дня рождения культового грузинского режиссера театра и кино, основоположника грузинского театра Котэ Марджанишвили исполняется 148 лет

Его судьба и творческий путь могли бы стать сценарием удивительного фильма или романа. И каждый кадр в них был бы достоин внимания и аплодисментов. Потому что мэтр театрального мастерства жил и дышал искусством и не мог представить ни дня без него.

О самых интересных фактах из жизни Марджанишвили рассказывает колумнист Sputnik Грузия Анастасия Шрайбер.

С любовью из Кахети

Все началось именно с этого красивейшего удивительного края Грузии. Будущий родоначальник грузинского театрального мастерства родился в кахетинском селе Кварели.

Великий режиссер Котэ Марджанишвили
http://www.kino-teatr.ru/kino/director/sov/25505/foto/602071/
Великий режиссер Котэ Марджанишвили

Сценическую деятельность начал в 1893 году, но сначала в амплуа актера в Кутаисском театре. Буквально через год дебютировал в Тифлисе, тогда Марджанишвили сыграл роль Патара Кахи в одноименной пьесе Акакия Церетели. С 1897 года судьба распорядилась так, что Котэ выступал в русских театрах. А в 1901 году состоялся его режиссерский дебют: на сцене Вятского театра он поставил свой первый спектакль "Дядя Ваня" по Чехову.

Очарованный Достоевским

Весна 1910 года. Котэ Марджанишвили приглашают в Московский художественный театр. С этим театром Марджанишвили сближали принципы высокой идейности репертуара и реализма в актерском искусстве.

კოტე მარჯანიშვილი
Котэ Марджанишвили в молодости

В МХТ Марджанишвили поставил спектакли "У жизни в лапах" Гамсуна (1911), "Пер Гюнт" Ибсена (1912). Однако одной из самых весомых и ярких работ Котэ стало его участие в создании "Братьев Карамазовых" по Достоевскому (1910). Ставил этот величайший спектакль в двух частях Немирович-Данченко. Это был космический опыт для Марджанишвили.

Владимир Немирович-Данченко
© photo: Sputnik / Miron Sherling
Владимир Немирович-Данченко

На крыльях свободы

Периодом поиска новых театральных форм, интересных экспериментов и открытий стало для Марджанишвили лично и русского театра в целом время после первой русской революции. Котэ стремился осуществить идею синтетического театрального искусства, воспитать разносторонних актеров, искал на сцене силуэты драматичности и зрелищности.

26 წლის კოტე მარჯანიშვილი
Режиссер Котэ Марджанишвили

В 1913 году в Москве Марджанишвили с антрепренером Суходольским создает Свободный театр, который просуществует всего один сезон, но будет настолько ярким явлением в театральной жизни, что прочно впишется в историю русского театра. Театр был задуман как синтетический, охватывающий все виды сценического искусства. На сцене этого театра Марджанишвили поставил "Прекрасную Елену" Оффенбаха.

Мечта о театре-празднике

В 1914—1915 годы Марджанишвили руководил театром в Ростове-на-Дону, в 1916—1917-х театром "Буфф" в Петрограде. В обоих театрах режиссер стремился воплотить в реальность свою идею о театре-празднике.

В 1918 году в Петрограде, в Летнем театре "Пассаж", он поставил оперетту Легара "Граф Люксембург". А уже в 1919 году Константин Александрович был назначен комиссаром киевских театров. Здесь он осуществил постановку пьесы Лопе де Вега "Fuente ovejuna" ("Овечий источник"), в которой нашли воплощение героика и пафос революционной эпохи.

В 1919 году в Киеве поставил пьесу "Стенька Разин" поэта и драматурга Каменского. Во время пребывания в Киеве Марджанишвили преподавал в еврейской театральной студии, созданной в 1919 года при Киевской "Культурлиге". А в 1919 году совместно с Озаровским и Курихиным организовал в Киеве театр эстрады "Кривой Джимми".

Кто я?

"Мой милый маленький друг! Если бы ты знал, как измучилась моя душа, как истосковался мой дух. Мне мучительно хочется понять кто я? Что я? И не могу понять", — писал Котэ Марджанишвили сыну из Петрограда, 9 августа, 1917 года.

Потери

За всю свою жизнь Котэ испытал много потерь. Отец умер, когда мальчику было четыре года, вскоре из жизни ушли мама и две сестры.

მარჯანიშვილები

Из родных и самых близких людей осталась только сестра Тамара, выпускница петербургской консерватории. Все прочили ей блестящую карьеру и обожествляли ее голос, а Тамара выбрала монашество в Бодбийской обители.

კოტე მარჯანიშვილი და ნადეჟდა ჟივოკინი
Котэ Марджанишвили с семьей, супругой Надеждой Живокини и сыном

Котэ ужасно не хотел разлучаться со своей сестрой, но Тамара Александра была непреклонна и прожила в монастыре 18 лет.

Курить как Котэ

Котэ много курил, много и нервно. Говорят, что многие грузинские режиссеры-современники, подражая маэстро, дымят не щадя здоровье.

В Марджанишвили всегда был какой-то беспокойный дух, который никогда не спал, рождал на сцене шедевры, противился банальности и заставлял никогда не останавливаться на достигнутом. Котэ всегда было мало.

"Для него не существовало "своего театра", весь мир был для него одним огромным театром", — говорил про режиссера грузинский поэт Тициан Табидзе.

Петроград

В июле 1920 года в Петрограде под его руководством была осуществлена невероятно масштабная, эффектная постановка "К мировой коммуне". В инсценировке, поставленной на портале Фондовой биржи, приняли участие четыре тысячи рабочих и красноармейцев, а число зрителей достигло 45-и тысяч.

© photo: Sputnik / РИА Новости
Константин Александрович Марджанишвили

В числе зрителей – вождь пролетариата Ленин. В июне 1920 года Котэ создает Государственный театр комической оперы, задуманный как музыкально-экспериментальный. При театре функционировали сатирическое кабаре "Хромой Джо" и драматическая студия "Рабочий театр".

И снова Грузия

Грузия была в сердце Котэ до конца. В 1922 году Марджанишвили триумфально вернулся в Грузию и включился в активную работу по созданию грузинского советского театра. И вскоре, действительно, стал основоположником и реформатором профессионального театра в Грузии.

Здание тбилисского академического театра имени Коте Марджанишвили
© Sputnik / Levan Avlabreli
Здание тбилисского академического театра имени Коте Марджанишвили
Его творческое кредо — искусство "должно быть так же велико, как велика наша современность" — ставило перед театром высокие цели.

Сразу после приезда Марджанишвили поставил на сцене театра имени Шота Руставели пьесу Лопе де Вега "Фуэнте овехуна" (1922), уже апробированную в Киеве и Петрограде.

За этим спектаклем последовали основные спектакли из национального репертуара "Затмение солнца в Грузии" Зураба Антонова (1923), в котором воссоздавались яркие реалистические картины жизни старого Тифлиса, и обличительно острый "Раздел" Георгия Эристави (1923).

В следующем, 1924 году, Марджанишвили обращается к шедеврам мировой драматургии, поставив комедии Мольера "Мещанин во дворянстве" и Шекспира "Виндзорские кумушки", а вслед за этим и "Гамлета". Многие постановки он осуществил совместно с Александром (Сандро) Ахметели.

Свидетельством неустанного поиска новых средств театральной выразительности была постановка пантомимы "Мзетамзе" (1926). Среди нереализованных замыслов этих лет — намерение поставить на открытом воздухе на горном плато "Мистерию-буфф" Маяковского.

Портрет грузинских театральных режиссеров Сандро Ахметели и Котэ Марджанишвили
© photo: Sputnik / Рухкян
Портрет грузинских театральных режиссеров Сандро Ахметели и Котэ Марджанишвили
В то время в театре имени Руставели под одной крышей собрались много значительных мастеров с различными взглядами на искусство. Стремясь разрубить узел накопившихся противоречий, в 1928 году Марджанишвили уходит из театра и создает новый театр в городе Кутаиси, при создании он получил название Второго государственного театра Грузии. Уже в 1930 году театр был переведен в Тбилиси. В 1933 году, после смерти Марджанишвили, театр получил его имя и успешно работает по сей день.

Уход легенды

Марджанишвили неожиданно умер в расцвете творческих сил. Это произошло 17 апреля 1933 года в Москве, куда маэстро был приглашен ставить спектакли "Дон Карлос" по Шиллеру в Малом театре и "Летучую мышь" Оффенбаха в Московском театре оперетты. 

Тбилисский академический театр имени Коте Марджанишвили
© Sputnik / Levan Avlabreli
Тбилисский академический театр имени Коте Марджанишвили

Марджанишвили сначала похоронили в Тбилиси в сквере около Оперного театра, а в 1964 году перезахоронили в Пантеоне писателей и общественных деятелей Мтацминда.

Однолюб Котэ

"… Вот я уже седой, стою на пороге старости, а театр — моя единственная возлюбленная, по отношению к которой я был единолюбом, которой я ни разу в жизни не изменил и не изменю до того момента, пока не понесут меня к могиле…" — пророчески говорил Котэ незадолго до смерти.

137
Теги:
Театр им. К.Марджанишвили, Коте Марджанишвили
Темы:
Гордость Грузии
Каннский кинофестиваль открылся фильмом Призраки Исмаила Арно Деплешена. Картину представляет сам режиссер вместе со съемочной группой и актерами Марион Котийяр, Шарлоттой Генсбур и Луи Гаррелем

Звезде фильма "Заражение" диагностировали коронавирус

0
(обновлено 19:20 28.05.2020)
Правда, поклонникам пары волноваться не стоит: заболевание уже позади, артисты полностью поправились и только после этого решили поделиться новостью с журналистами

ТБИЛИСИ, 28 мая — Sputnik. Знаменитая французская киноактриса Марион Котийяр и ее супруг режиссер и актер Гийом Кане заразились коронавирусом. Об этом сообщает Paris Match.

Правда, поклонникам пары беспокоиться не стоит: заболевание уже позади, артисты полностью поправились и только после этого решили поделиться новостью со СМИ.

По словам звездной четы, болезнь протекала в легкой форме. "Мы с Марион счастливчики, так как подхватили довольно легкую версию этого вируса, если можно так сказать. Мы так и не понимаем, можем ли мы заразиться повторно и стоит ли теперь нам этого так опасаться, но, в любом случае, мы рады, что все позади", - рассказал Гийом.

44-летняя Котийяр известна по таким картинам, как "Начало", "Такси", "Крупная рыба", "Полночь в Париже", "Хороший год", "Кредо убийцы" и "Жизнь в розовом цвете". Кане же появлялся в лентах "Прекрасная эпоха", "Пляж", "Видок", "Просто вместе", "Не говори никому", "Прошлой ночью в Нью-Йорке". Вместе супруги сыграли в картине "Влюбись в меня, если осмелишься".

К слову, коронавирус затронул не только самого Гийома и его семью, но и его работу. Кане пришлось поставить на паузу свой новый режиссерский проект Astérix & Obélix: L'Empire du Milieu ("Астерикс и Обеликс"), съемки которого проходили в Китае. Съемки проекта перенесены на март 2021 года.

0